Прошел год после начала протестов в Тунисе, падения режима Бен Али, демонстраций против диктаторских режимов в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Теперь Арабская весна вступила во вторую фазу своего развития. Демократические выборы прошли в Тунисе, Египте и Марокко.
Все три результата показали аналогичную картину, где на вершине оказались исламские партии. Они не только набрали наибольшее число голосов, но и сделали это с большим отрывом.
Есть несколько причин успеха на выборах исламских политических партий в этих странах. Все они с давних пор противостояли диктаторам в своих странах (за исключением египетского Аль-Нура). У них прочная социальная основа, есть поддержка среди населения, лидеры хорошо известны в широких кругах общественности. После свержения власти исламские партии принимали активное участие в предоставлении социальных услуг населению. Также они вовремя мобилизовали как финансовые, так и человеческие ресурсы.
Однако некоторые наблюдатели встревожились доминированием исламских политических партий на выборах. Они начали утверждать, что Арабская весна была захвачена исламистами. Огромное количество публикаций было на тему, как тяжело приходится светским революционерам, когда власть узурпирована исламистами. Например, в FP , The Hindu , Europe's World , The Economist . Но насколько верно это утверждение?
Когда люди вышли на улицы против режимов в Северной Африке и на Ближнем Востоке, в демонстрации приняли участие люди независимо от пола, расы, возраста и религиозной принадлежности. Все они были заинтересованы как в исходе восстаний, так и в вопросах, которые вывели их на улицу. Безработица, бедность, коррупция, ограничения свободы – это все те причины, из-за которых люди восстали против своих правительств. Такие группы, как Братья-мусульмане и Ан-Нахда имеют долгую историю противостояния режимов в своих странах, и было бы глупо думать, что они не будут участвовать в антиправительственных акциях протеста. Тем более они не из тех, кто остается дома во время акций протеста, и выходящие потом, пожинать плоды.
Я считаю, что средства массовой информации дали нам эту искаженную картину. Роль интернета, в частности, социальные медиа и сети веб-сайтов, рассматривались как исключительно важное значение для успеха протестов. Хотя это спорный вопрос. Интернет был использован активистами, чтобы призывать народ к демонстрациям и координации деятельности, а также в качестве платформы для трансляции своих взглядов на мир в целом. В результате они стали представителями революции, которая в значительной степени была без лидера.
Таким образом, ложное впечатление создается там, где в большей степени играло роль городское население, средний класс и молодые активисты. Во-вторых, некоторые видели в их современных средствах связи основы светской жизни. Говоря о поколениях Twitter и Facebook, поколениях с ноутбуками и смартфонами под рукой, чтобы общаться с миром, это не означает, что все они разделяют аналогичные светские перспективы.
Идеи современности и секуляризма были обсуждены Скоттом М. Томасом в книге Глобальное Возрождение религии и трансформации международных отношений. Он делает аналогичное замечание по поводу иранской революции 1979 года: «Исламская революция является одним из самых ярких примеров того, как влияние культуры и религии было проигнорировано в изучении международных отношений. Согласно теории модернизации - доминирующая основа для понимания политики развивающихся стран – секуляризация - считалась неизбежной частью модернизации. Значимость религии в общественно-политической жизни должна была снижаться с экономическим прогрессом и модернизацией».
Это указывает на более тревожный вопрос, который имеет гораздо больше последствий, чем просто наше понимание Арабской весны. Проблема в том, что роль религии в значительной степени маргинальна в контексте широкого научного исследования международных отношений. Религия почти ничего общего не имеет с политической жизнью. Два основных позитивистских теорий международных отношений – реализм и либерализм – не рассматривают роль религии, которую она играет в международных события.
Должно быть более глубокое понимание теории международных отношений и той роли, которую религия играет в разных обществах и странах. В частности, как политическая сила. Пока различные теории международных отношений не смогут исследовать религию в рамках предмета изучения, мы не сможем полностью понять важные геополитические события нашего мира.
Мохаммад Заман
Переведено с International Relations специально для ИА «Инфо-Ислам»