Многие политики и журналисты боятся за будущее религиозных меньшинств в Сирии после революции. Часто эти страхи выражаются в контексте оправдания колебаний США и международного сообщества, которые не торопятся вооружать Свободную Сирийскую Армию. И эти колебания развязывают сирийскому режиму руки и позволяют ему на глазах всего мира совершать чудовищные убийства мирного населения.
Страхи за будущее религиозных меньшинств, в частности алавитов, преувеличены и не выдерживают критики с точки зрения реальностей современной истории Сирии. В такой же степени они не подтверждаются ходом событий революции, начавшейся почти год назад.
Несмотря на отсутствие точных статистических данных по религиозным меньшинствам в Сирии, принято считать, что сунниты составляют 79% населения, которое насчитывает, в общей численности 23 миллиона человек. На алавитов и христиан приходится по 9% населения, остальные распределены между такими меньшинствами, как друзы и шииты.
Известно, что история позволяет понять происходящее и делать прогнозы на будущее, а, судя по истории Ближнего Востока, нет никаких серьезных оснований считать, что на Сирию обрушится волна «чисток» по религиозному признаку. Понятие религиозной или этнической чистоты чуждо истории этого региона.
Сирия, также как Ирак, Ливан и другие страны региона, представляет собой мозаику различных культурно-религиозных элементов, считающуюся одной из самых пестрых в мире. В Сирии представители великих монотеистических религий мирно соседствуют с меньшинствами, которых порой уже не найдешь в других уголках земли, но здесь они продолжают жить.
Современная Сирия не знает, что такое религиозный конфликт как таковой; напряженность на этой почве всегда была последствием политических манипуляций, а религиозный фактор использовался как средство добиться доминирования и контроля.
Суннитско-алавитские трения начала 80-х годов возникли в результате кровавой расправы режима Хафиза аль-Асада, отца Башара аль-Асада, с «Братьями-мусульманами» и привели к резне в суннитском городе Хама, многие кварталы которого сравняли с землей.
Совершенно несправедливо возлагать вину за эти преступления на общину алавитов – в них виновен только баасистский режим, который правит Сирией уже 41 год. Все эти годы режим был заинтересован в том, чтобы подчеркивать религиозный аспект, если это позволяло ему достигнуть своих целей. Так, из командного состава армии и служб безопасности были выведены офицеры-сунниты. Меньшинства тоже были вытеснены на обочину политической и социальной жизни. Таким образом, в осуществлении силового контроля над страной режим практически полностью полагался на определенную часть алавитского меньшинства.
Восстание, которое сейчас продолжается в Сирии, началось как протест против коррумпированного и тиранического режима Башара аль-Асада, и за минувший год оно так и не вошло в плоскость межконфессионального конфликта. На самом деле, среди его первых лидеров, кроме суннитов, было немало алавитов, христиан, друзов. Сирийские улицы были наглядной иллюстрацией не только смелости, но и единства. «Народ Сирии един» - этот лозунг постоянно звучит на протяжении всего восстания. Это противоречит заявлениям официальной пропаганды, которая стремится разжечь страхи меньшинств.
Это не значит, что режиму не удалось усилить поляризацию на религиозной почве. Многие, чьи дома разрушены, чьих сыновей пытают в тюрьмах, чьи семьи у них на глазах были вырезаны «Шабихой» (преимущественно алавитское ополчение), нескоро смогут забыть или простить, и, действительно, следует признать, что были акты возмездия на этой почве. Но здесь вселяет уверенность то, что лидеры революции, а также религиозные лидеры и ученые считают эти изолированные инциденты исключением, которое не характерно для «сирийских улиц». Это важный момент, потому что в отсутствие легитимного правительства суннитские религиозные ученые, ведущие фигуры среди алавитов и интеллектуалы берут на себя роль важнейшей власти в отношениях между двумя сектами.
В этом отношении хотелось бы напомнить два важных заявления, прозвучавших в феврале, когда сирийские вооруженные силы бомбили Хомс.
Первое заявление подписали пять ведущих суннитских ученых из Дамаска, пользующиеся большим уважением и влиянием среди сирийских суннитов. В этом заявлении примечательно, что оно призывает быть начеку, чтобы страна не попала в ловушку сектантской войны, резко осуждает любые попытки возложить вину за преступления режима на общину алавитов. Второе заявление опубликовали алавитские интеллектуалы, проживающие в Хомсе и на побережье. Они осудили преступления режима и призвали к укреплению национального единства. Эти заявления отражают одну из самых существенных черт этой революции, которая присутствовала в ней с самого начала. Они также являются важной гарантией против возможных в будущем актов возмездия и убийств на религиозной почве.
Недавно Свободная Сирийская Армия сообщила о формировании первого алавитского отряда, который назван Свободным алавитским отрядом. Новое подразделение призвало офицеров и солдат правительственных войск, принадлежащих к общине алавитов, присоединиться к революции. Этот случай стал первым известным примером перехода алавитских солдат на сторону оппозиции.
Самые важные проблемы сирийской революции обусловлены не ее характером или ходом, а нерешительностью международного сообщества, и в частности позицией России и Китая, вызывающей отчаяние и в Сирии, и в мире, которые чувствуют себя беспомощными остановить убийство гражданского населения.
Что касается революции, она должна продолжаться, следуя тому же мудрому пути: настаивать на национальном единстве, строиться на ценностях всего сирийского народа, создавать справедливое демократическое государство, и тогда преступники понесут справедливое наказание, по закону, который нельзя будет назвать законом джунглей или законом мести.
Вадах Ханфар (Wadah Khanfar) - президент Sharq Forum, независимого аналитического центра по разработке долгосрочных стратегий политического развития.
Источник: Middle East Monitor, перевод «Ислам для Всех»