Общероссийское
информационное агентство мусульман
24
Воскресенье
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Фарид Мифтахов: Разрешима ли задача по сохранению нации?

Дата: 08.12.2012 Версия для печати
Фарид Мифтахов: Разрешима ли задача по сохранению нации?

Татарский народ сейчас испытывает множество сложностей и проблем. Однако вся наша история это яркий пример способности справляться с невзгодами и трудностями, которые порой казались непреодолимыми.

После потери своей государственности в 1552 году и периода гонений татары смогли сохраниться как народ, сохранить свой язык и свой уклад. Более того, они только укрепились и смогли стать основой российской государственности, верными гражданами своей страны.

Сейчас перед татарами возникли новые проблемы и носят они гораздо более сложный характер нежели прежде. За годы советской власти татары потеряли традиционный социальный уклад, который сохранял национальную жизнь в неприкосновенности, была практически забыта религия, благодаря которой смогли сохраниться как народ и стал утрачиваться язык как основное средство внутринационального общения.

На новом этапе из-за процессов глобализации и урбанизации татары стали не только сокращаться численно, но под угрозой находится самобытность нашего народа. Несмотря на нашу великую историю и богатую культуру новое поколение молодых татар мало ими интересуется. Глобализационные процессы, которые происходят в мире, поглощают и более крупные народы, которые имеют свою государственность. В связи с этим встает вопрос о том, каким образом нам сейчас развиваться?

Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться как к прошлому нашего народа, так и к опыту других стран по сохранению своего самосознания.

На данном этапе, надо признать, что у нас нет четкой программы развития городской культуры татар. Сейчас наши идеологи мечутся между двумя крайностями: европейской городской моделью и деревенским укладом татарской глубинки. Условно говоря между «западниками» и «традиционалистами». Однако обе модели плохо отвечают цели сохранения и развития татарского народа. Традиционная деревенская модель в городе работает плохо и не востребована молодыми городскими татарами второго и третьего поколения. Западная же модель городской татарской жизни оказывается просто переходным мягким этапом ассимиляции татар по европейскому стандарту. Если говорить коротко, то деревенская культура, к сожалению, сейчас не востребована и не интересна татарской молодежью, а западная форма городской национальной жизни это путь постепенной ассимиляции. Зачем татарам идти по пути западных стран, которые находятся в ситуации глубокого нравственно-духовного и демографического кризиса? Согласно последней Всероссийской переписи населения 2010 года количество татар уменьшилось уже на 200 тысяч человек. Кроме того, среди татар стало распространяться пьянство, наркомания и прочие пороки современности.

Мы много говорим о необходимости национального образования, сохранения и развития татарского языка, татарских СМИ, татарского театра и т.д. Но, кто будет говорить на татарском языке, читать татарские газеты и ходить в театр, например, лет через 100, если темпы демографической деградации, распространения алкоголизма и наркомании останутся такими же, как и сейчас? К сожалению, наша национальная интеллигенция, воспитанная под влиянием советского и западного образа жизни не может в массе своей стать примером развития татарского народа. Вы посмотрите, уже дети и внуки многих представителей нашей национальной интеллигенции ведут абсолютно европейский образ жизни, забывая татарский язык, религию, культуру своего народа.

Мы можем сколько угодно говорить о необходимости развития татарского среднего и высшего образования, татарской науки, СМИ, театра, мы можем проводить Сабантуи и другие фольклорные мероприятия. Однако каков будет от всего этого толк, если из-за кризиса морально-нравственных ценностей мы будем иметь демографическую яму, распад семей, алкоголизацию населения? Иногда смотришь клипы некоторых татарских исполнителей и думаешь: а что в них собственно татарского?

Я не говорю о том, что нам надо изолироваться от всего мира. Наоборот, мы должны стать ему более открытыми, изучать науки, использовать все самые передовые достижения. Однако мы должны думать и о том, что собственно говоря, мы готовы предложить этому глобальному миру? Но прежде, чтобы это «мы» сохранилось, нам необходимо подумать о том, как стать интересными самим себе. Кто нас будет любить, если мы сами себе не интересны? Важно, чтобы наши дети и внуки имели интерес к татарской культуре.

Кстати, о внуках и детях. Как я уже сказал у татар наблюдается демографический спад. За 8 лет нас стало на 200 тысяч меньше, если ситуация не изменится, то уже через 80 лет нас может станет меньше еще на 2 миллиона человек. А оставшиеся татары будут смотреть аналог Дом-2, MTV, пить алкоголь и морально деградировать. И это смогут увидеть уже наши внуки. Сейчас никто из наших национальных идеологов не предлагает эффективного решения демографической проблемы. Мы слышим только общие слова о необходимости возрождения института семьи и популяризации здорового образа жизни. Однако назовите мне хотя бы один пример, где популяризация здорового образа жизни и риторика о необходимости возрождать ценность семьи принципиально изменила ситуации с демографией? Таких примеров нет!

Мы привыкли брать в пример страны Запада, но там жуткий демографический кризис. Европейцы сокращаются просто физически, институт семьи там разрушен, традиционные ценности не имеют больше значения.

Но где сейчас демографическая ситуация улучшается? Это Китай, Турция, арабские страны. В чем особенность этих стран? У них у всех есть идеология, которая объединяет их народы. Они смогли сочетать традиционные ценности с городской жизнью. Как в Китае, так и в Турции, граждане, живя в городах, перенимают достижения мировой цивилизации, но при этом сохраняют свою культурную идентичность. Турки и китайцы сейчас самостоятельно строят свои спутники и запускают их в космос. В этих странах культ знания и высшего образования. Если погулять по паркам, например, Стамбула или Анкары, то вы увидите, что молодежь там не пьет алкоголь, а проводит время за чашкой чая. И сравните эту картину с Казанью, Набережными Челнами или Уфой, где даже в центре города по вечерам гуляет пьяная агрессивная молодежь, которая неприлично себя ведет и дерется.

Главные вызовы современности – это распространение массовой попкультуры, культа потребления и индивидуального эгоизма. Это болезни современного общества, которые и привели к кризису национальных культур, института семьи, алкоголизации и наркотизации общества.

Противостоять негативным последствиям глобализации можно только если у народа есть идеология, которая его сплачивает и объединяет. Отсутствие должного единства одна из главных проблем современных татар, которых разбросало не только по России, но и по всему миру. Но даже тех, кто живет в нашей стране, пытаются разделить на мишар, бугар, тептяр, сибиряков и так далее. Конечно, у татар, как и у любого народа, есть языковые диалекты, которые распространены в разных районах, есть какие-то региональные особенности, но все это не может мешать общему единству татар. Только в единстве нации может быть наша сила. Разделив нас, переругав между собой, поссорив с братьями-соседями башкирами, недоброжелатели добиваются нашего исчезновения: ассимиляции, манкуртизации. Татары смогут отстаивать свои права, только если будут ощущать крепкую связь между собой. Поэтому татары живущие в Татарстане важны не больше чем татары проживающие в Сибири, Самаре, Нижнем Новгороде или Казахстане. Пока мы не будем сопереживать проблемам татар, проживающих в разных уголках мира, пока мы не научимся сообща решать наши общие проблемы мы не сможем дальше развиваться. История знает много примеров того, когда народ, разбросанный по всему миру, тем не менее, не пропадал и сохранял свое единство. А ведь сильные татары это опора России, это сила нашей отчизны, поскольку татары всегда были по своему духу государственниками.

Даже в условиях глобализации многие народы оказываются сплоченными и не теряют свою культуру. Если изучить их опыт, а также опыт наших предков, то противостоять внешним угрозам можно через функционирование эффективной духовной, социальной и культурной альтернативы. И в истории татарского народа такая альтернатива всегда была в виде ключевых трех факторов – это ислам, махалля и татарский язык. Это три главных стержня, на которых держался татарский народ и благодаря которому он еще в 19 веке превратился в передовую нацию. Во всем мире те народы, которые смогли противостоять глобализации, тоже сделали ставку именно на три подобных фундамента – национальный язык, своя духовность (религия) и традиционная социальная организация. Мы это видим на примере Турции, Китая, Японии, Индии, арабских стран и т.д.

Поскольку главная проблема лежит в духовной области, то начну с нее. Мы никогда не сможем победить морально-нравственный кризис, демографический спад и разложение института семьи, если мы не обратимся к возрождению роли традиционного ислама в татарской жизни. Есть мнение, что ислам угрожает национальной идентичности татар. Это неправда. Именно ислам в его традиционном проявлении является основой возрождения татар как крепкой нации. Это показывает как наша история, так и опыт других стран.

Конечно, необходимо понимать, что у татарского ислама есть свои особенности, есть своя история. Именно базируясь на традиционном понимании нашей религии возможно грамотно и бесконфликтно сочетать национальные и религиозные интересы татар.

Татары же еще до революции отличались одной из самых прогрессивных и конкурентоспособных исламских богословских школ. А после революции 1917 года из числа татар вышли выдающиеся физики, химики, промышленники, лингвисты и другие ученые, Татарстан же стал производить самолеты, грузовики, вертолеты, продукты нефтехимии, которые активно покупают во многих странах. Поэтому нам необходимо уметь сочетать промышленное, научное и экономическое развитие с сохранением своей культуры, как это делают мусульмане Турции, Малайзии, Ирана, Индонезии и Европы.

Однако все это будет тщетно, если татарам не удастся преодолеть глубокий духовно нравственный кризис, который поразил наше общество: коррупция, воровство, кризис семьи, алкоголизм – все это сковывает татарский народ, душит его, не дает раскрыться лучшим его качествам. Проблемы нетрадиционных религиозных сект, которые возникли в нашей среде в последние годы, является прямым следствием именно этих проблем. Духовный вакуум, который обострился в 1990-е годы на фоне дикого капитализма, стремления наживы, разрушения систем ценностей, стал заполняться чем попало. Молодежь из-за обостренного чувства социальной справедливости было разочаровано как в национальной идеологии, так и в традиционном духовенстве, которые не соответствовали их запросам. Поэтому они стали радикализовываться и попали под влияния разных деструктивных религиозных течений.

Сейчас важно вернуть ту созидательную роль религии, которую она играла в истории татар как духовно-нравственного каркаса нашего народа, сочетая ее с активным постижением наук, передовых достижений технологий которых достигло мировое сообщество. Именно гармоничное сочетание научной просвещенности и мусульманской духовной нравственности является одним из важнейших способов ответа на те негативные последствия глобализации, с которыми столкнулся татарский народ. От Запада нам нужны технологии и наука, а от ислама – духовность и нравственность, то есть наша самобытность. Мусульманское духовенство помимо чисто ритуальных обязанностей должно активно заниматься социально полезной работой. Когда молодежь увидит, что наши хазраты и имамы ставят своей целью не политические игры, а возрождение духовности, направляя свою энергию на достижение социальной справедливости – помощи бедным и обездоленным, сиротам, пенсионерам, больным и т.д. – то они поймут какой большой потенциал у традиционного ислама. Поэтому сейчас, чтобы традиционный ислам получил свою популярность нашим мусульманским ученым необходимо разрабатывать свою социальную доктрину.

Второй важный фактор сохранения и развития татар это система национальной общины – махалли. Конечно, в 21 веке в городских условиях невозможно в чистом виде возродить дореволюционную систему, однако ее можно модернизировать в соответствии с новыми условиями и снова использовать для поддержания развития нации.

В современном виде новые татарские общины могут существовать в экстерриториальном виде. Ведь в чем главная характеристика традиционной татарской махалли? Это способ самоорганизации граждан для обеспечения функционирования общины. В рамках этих общин и формировалась национальная благотворительность – когда татарская элита инвестировала в развитие своего народа. Именно татарские купцы, промышленники, как принято сейчас говорить, предприниматели, финансировали татарские издательства, газеты, учебные заведения, мечети, поддерживали финансово молодых студентов и маститых ученых. Это естественное состояние народа – когда сами татары берут на себя полную ответственность. При такой ситуации проблемы экстремизма, культурной и физической деградации отпадут сами собой.

Рискну предположить, что именно с возрождением татарской национальной благотворительности произойдет возрождение татар, в том ключе, который всегда был характерен для нашего народа. Когда через мобилизацию внутренних финансовых ресурсов татарской нации будет происходит развитие татарской инфраструктуры: учебных заведений, науки, издательств, СМИ, мечетей и т.д.

Если мы обратимся к опыту татар, которые живут за рубежом, то мы увидим, что только те из них, кто сумел создать на новых местах систему махалли смогли сохранить и свою религию, и свой язык, и свое татарское самосознанение. Это, прежде всего, опыт татар Финляндии и Турции. Представители татарских общин различных российских регионов должны изучить этот опыт, чтобы применять его у себя.

Всемирный конгресс татар должен способствовать тому, чтобы по всей стране создавалась сеть татарских благотворительных фондов, как аналогов старых общин, вокруг которых бы формировалась татарская жизнь и которые объединяли бы татарских предпринимателей, интеллигенцию и молодежь. При поддержке этих фондов можно было бы строить и финансировать татарские культурные центры, создавать интернет-сайты, газеты, проводить различные национальные и религиозные мероприятия, строить мечети и медресе.

Третий фактор сохранения нации – это сохранение татарского языка. Это одна из самых болезненных проблем нашего народа. Кризис татарского языка сейчас это доказательство того, что названные выше три фактора сохранения и развития татарского народа связаны между собой. После революции 1917 года коммунисты разрушили религиозную систему татар и систему махалля позволив развиваться только языку. Однако области применения татарского языка стали постепенно сокращаться, потому что оказалось недостаточно для сохранения татарского языка развивать национальные газеты, театр и национальную литературу. Была разрушена естественная среда бытования татарского языка, разорвана связь религии, общины и национального языка. В деревнях были разрушены махалли, которые формировались вокруг мечетей, а в городах татарский язык не выдерживал конкуренции с русским языком.

Безусловно, важнейшими пунктами сохранения татарского языка является государственное двуязычие Республики Татарстана, преподавание татарского языка в средней школе и развитие высшего национального образования. Язык в современных условиях будет развиваться только если он будет престижным, а чтобы он таковым воспринимался необходимо, чтобы у него был государственный статус и чтобы развивалась городская татарская среда. Без городской культуры у татарского народа будущего нет. Прекрасно это понимания, татарские меценаты еще в дореволюционное время в городах активно спонсировали строительство татарских издательств, журналов и газет, помогали молодым писателями и ученым, строили медресе, помогали развиваться театру, одним словом развивали татарскую городскую культуру. В Казани, Оренбурге, Троицке, Уфе в то время была татарская городская культура.

И сейчас в городах есть немало интересных татарских музыкантов, поэтов, писателей, журналистов, которые испытывают большую потребность, в том, чтобы их поддержали. Всемирный конгресс татар сейчас должен сделать развитие татарской городской культуры через поддержку молодых талантов одной из стратегических своих задач. Важно, чтобы не только молодежь в Татарстане, но и за его пределами могли получить информацию о современной городской татарской культуры.

Именно в последовательном и взаимосвязанном развитии ислама, общин и языка, кроется корень возрождения татарского народа и сохранению его самобытность в век глобализации.

За последние годы много говорилась и писалась о необходимости пропаганды здорового образа жизни, усовершенствования преподавания татарского языка в школах, проведения исследований и мониторинга положения дел с национальной культурой в регионах, организации научных семинаров и круглых столов по обсуждению разных проблем. Можно и дальше продолжать заниматься этим вместо того, чтобы возрождать систему национальных общин на местах, организовывать национальную благотворительность, популяризировать, используя все каналы, традиционный ислам и развивать татарскую городскую языковую культуры через поиск и пропаганду новых его лиц. Наступило время для решительных действий, а не круглых столов и общих слов. Тем более рецепт сохранения татар сейчас очевиден и он, повторюсь, состоит из трех частей: это создание сети экстерриториальных национальных общин (махалли), возрождение и пропаганда традиционного ислама, популяризация и поддержка городской татарской языковой культуры.

В заключении хотелось бы сказать несколько слов о ситуации в Татарстане. Наша Республика как центр всего татарского мира испытывает нелегкие времена. Против нее ведется широкомасштабная информационная война. К этому процессу подключено множество провокаторов и СМИ. Разыгрывая религиозный, языковой, образовательный вопросы в Республике Татарстан они пытаются расшатать ситуацию, дестабилизировать положение в одном из самых благополучных регионов России. Доходит до того, что обвиняется даже руководство Республики в самых немыслимых грехах. На этом фоне татарскому миру необходимо сплотиться вокруг Республики, ведь во многом от успешности именно Татарстана и Казани как ее столицы зависит будущее татарского народа. Именно здесь сердце и мозги татарского народа, а его душа распростёрлась по всему миру. Но если будет болеть сердце, то плохо будет и на душе у татар. Поэтому сейчас нам надо научиться действовать скоординировано, чтобы решительно отстаивать наши интересы, не допустить внутреннего раскола и дестабилизации в нашей общей Республике, а значит и в нашем государстве – Российской Федерации.

Фарид Мифтахов, депутат Госсовета РТ, руководитель Казанского отделения Всемирного Конгресса татар


Смотреть комментарии

avatar
1
Наша история, конечно, пример - как пишет автор статьи - но, увы, на самом деле она все еще толком не открыта татарскому народу.
Ведь на самом деле как российские в целом историки, так и официально назначенные "лидеры и интеллектуальная элита татарского народа", и "вся Академия наук Татарстана, которая издала многотомную "Историю татар", все ее академики, доктора наук до наивности в плену целенаправленных, злонамеренных искажений происхождения и истории вообще татарского народа.
Д.М. Исхаков, с которым я знаком и не раз разговаривал с ним, - один из немногих ученых, солидарных с Вашей позицией в определении происхождения и истории татар..." (Рафкат Галими, из письма независимому историку Г.Р. Еникееву), см. http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-3

Как совершенно верно выразился доктор исторических наук Д.М. Исхаков в одной своей книге, "подлинная история татар,народа во всех отношениях исторического, еще не написана".

Но после этого, в 2005-20013 гг., вышли статьи и книги независимого историка и профессионального правозащитника Г.Р Еникеева.

Этот историк-исследователь, по отзыву почтенного и высокообразованного общественника Р. Г. Галимова, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей».

В Год Татарской истории и к 100-летию Л.Н. Гумилева (2012 г.) вышли 2-я и 3-я книги серии "Татарский след в истории России и Евразии" - "Великая Орда: друзья, враги и наследники" и "Наследие татар".

В этом году эти книги изданы дополнительными тиражами. Книги этой серии издаются на средства, собранные теми, кто заинтересован в воссоздании нашей подлинной истории – как истории татар, так и взаимосвязанной с ней истории всего Отечества.

Автор книг - независимый историк-гумилевец и профессиональный правозащитник Г.Р. Еникеев. Книга “Наследие татар” написана Г. Еникеевым в соавторстве с Ш. Китабчы.

Главы из книг этой серии, обложки и оглавления, а также отзывы мыслящих и уважаемых людей на эти книги о подлинной истории татар опубликованы на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/publ

Книга "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" вышла также в электронном виде, в кратком варианте, но со всеми картами и иллюстрациями, что и в полном варианте, на русском и английском языках: "Forgotten Heritage of Tatars" (by Galy Yenikeyev). It's on Smashwords company website:
http://www.smashwords.com/profile/view/MIG17
avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1484

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф