Радикализация ислама в Татарстане очевидна и закономерна. К таким тревожным выводам приходит Рафик Мухаметшин – ректор Российского исламского университета, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан.
Он выступил 4 октября в Московском Центре Карнеги с докладом «Религиозная ситуация в Татарстане» в рамках программы «Религия, общество и безопасность», сообщает «Благовест-инфо».
По наблюдениям ученого их Казани, российские СМИ упрощенно освещают события, связанные с исламом, так как в большинстве своем говорят о мусульманах в целом, тогда как российская умма – это пестрое, разноплановое сообщество: «Все равно все мусульмане, какая разница, как… Но в религии «все равно как» не бывает!» - подчеркивает Р. Мухаметшин. Как известно, в исламе не может быть централизованной структуры, в России зарегистрировано около 80 Духовных управлений мусульман (ДУМ), каждое – со своим уставом. Докладчик считает, что ключевым для каждого ДУМа и для мусульманского сообщества России является вопрос о пределах богословской нормы и о ее соблюдении. Так, если в уставе ДУМов Татарстана прописано, что основой является ханафитский мазхаб (одна из четырёх правовых школ в суннитском исламе), то именно этой нормы необходимо неукоснительно придерживаться.
Однако руководство ДУМов в настоящее время не настаивает на исполнении богословских требований, опасаясь, что их последователи, при первом же призыве к соблюдению уставной нормы, уйдут в другие ДУМы. Особенно «не уважают» ханафитский мазхаб те, кто получил исламское образование в арабских странах. «Они обучаются в Саудовской Аравии, где образование нацелено на жизнь только в мусульманском сообществе, а возвращаются в разноконфессиональную среду…, и им некому адекватно показать, что такое ханафитский мазхаб», - отметил Р. Мухаметшин. В результате таких конфликтов в Татарстане «заговорили о преследованиях мусульман по богословскому признаку», хотя речь идет именно о выполнении уставных норм. Очевидно, что «мазхабический плюрализм» не доведет республику до добра, полагает докладчик.
В этих условиях идет радикализация мусульманского сообщества Татарстана, главным образом, за счет молодого поколения последователей ислама. По словам ректора РИУ, эти молодые люди заявляют: «Я живу только по Корану и сунне». Это «упрощение» отметает многовековые традиции ислама и проявляется в том, что у молодых людей «кардинально меняются ценности, авторитеты». Эта «узколобая», по выражению Р. Мухаметшина, молодежь пытается жить, руководствуясь буквально религиозными ценностями, в качестве авторитета признавая только имама (при этом бывает, что даже родителей «отодвигают», если они не читают намаз). Такое явление выступавший с сожалением называет «религиозной манкуртизацией».
Докладчик уверен, что для предотвращения дальнейшей радикализации ислама в Татарстане необходима четкая конфессиональная политика, что «не противоречит демократической сути ислама». Отсутствие такой политики «из боязни вмешаться» сыграло свою негативную роль. Однако при создании такой стратегии в отношении ислама возникает множество вопросов, начиная с самых простых: кто является объектом конфессиональной политики? а субъектом ее?
Пока данная политика не выработана, Р. Мухаметшин считает необходимым принять ряд мер. Во-первых, «выстраивать систему образования так, чтобы молодежь адекватно восприняла исламскую традицию». При этом нужно ввести строгую аттестацию имамов. Во-вторых, направлять студентов в арабские учебные заведения только после того, как они получат «базовое религиозное образование» и смогут разобраться в тонкостях вероучения.
Участники семинара попросили Р. Мухаметшина пояснить, что имеется в виду под «традиционным исламом», на котором он настаивал. Профессор Леонид Сюкияйнен, специалист по исламскому праву, выяснял: значит ли это реконструкцию «того, что было»? Не кроется ли в возвращении к «традиционному исламу» опасность изоляции? «Весь мир идет по пути размывания жестких вероучительных границ», - отметил эксперт. Однако докладчик с ним не согласился: «Размывание мазхабических границ – дорога для сектантства. К реформаторству и модернизму мусульманское сообщество России не готово, т.к. оно еще и традиционный ислам не восприняло. Например, джадидизм (т.н. евроислам – ред.) – это более чем актуально, но начинать надо с традиционного ислама». При этом Р. Мухаметшин признает, что дать определение «традиционному исламу» не так просто, отчасти и потому, что это явление никак не оформлено в каких-либо структурах. Однако можно было понять, что речь идет об изучении и бережном отношении к богословской традиции, в частности, татарской XVIII- XIX вв.
В ходе дискуссии был заострен вопрос о взаимоотношениях исламского сообщества с государством. Докладчик признает, что поддержка исламского образования со стороны государства – положительное явление: «На выходе из духовных учебных заведений мы должны получать нормальных людей, с полноценным духовным образованием. Я готовлю имамов, которые законопослушны, знают законы ислама, историю России, готовы работать в поликонфессиональном обществе». С другой стороны, светская власть не должна вмешиваться во внутренние процессы ислама. Так, ректор РИУ уверен, что платить зарплату имамам из бюджета означает развивать «потребительскую психологию», «размывать грань между государством и религией». «Ислам как сообщество должно функционировать за счет внутренних ресурсов. Эти ресурсы были, есть, их надо возрождать», - сказал докладчик, имея в виду, в первую очередь, не масштабы спонсорских вкладов, а возрождение первичной мусульманской структуры – общины (махалли).