В Казанском университете состоялся круглый стол, посвященный актуальному сегодня вопросу – присутствию ислама в публичном дискурсе Европы и России.
Основными спикерами круглого стола стали научный сотрудник Центра российских исследований университета Уппсалы (Швеция) Симонс Грег, а также доктор исторических наук, профессор Казанского филиала Российской академии правосудия Айдар Хабутдинов.
Если шведский гость рассказал о том, каким образом происходит презентация мусульман в современных западных СМИ, то Айдар Хабутдинов, сделав небольшой экскурс в историю формирования татарского народа, поведал присутствующим о роли современной мусульманской общины России и ее институтов в гражданском сообществе.
Татары – между буржуазной нацией и имперским проектом
По мнению Хабутдинова, есть две даты, которые сыграли большое значение в истории татарского народа. Это 1552 год, время взятия Казани и 1713 год, когда в результате христианизации части татарского феодального класса у татарского народа начала формироваться буржуазная элита.
Татарский народ, по мнению Хабутдинова, был имперским проектом, история которого закончилась, тогда, когда сформировался русский национальный проект.
Говоря о 20 веке, казанский историк выделил несколько поколений татарской мусульманской интеллигенции и перешел к описанию современной ситуации в Татарстане и России. После объединительного съезда татарстанского муфтията, который произошел в 1998 году, ключевым событием стала начало в 1999 году второй «чеченской войны». Как отметил профессор Хабутдинов, именно после этого события была совершенна первая попытка создать в Татарстане т.н. «второй фронт». Речь в данном случае идет о подрыве газопровода под Кукмаром.
Ваххабизм в Татарстане
Айдар Хабутдинов отметил, что многие ведущие российские исламоведы еще в начале 2000-х годов попытались обратить внимание власти на эту опасную тенденцию, однако в тот момент ситуацию решили «замолчать».
Отвечая на вопрос, почему ваххабизм проник в Татарстан профессор Хабутдинов отметил, что причина здесь вовсе не в покровительстве радикалам со стороны власть имущих. Главная причина, на его взгляд, заключается в том, что технократическая по своему характеру татарстанская власть в свое время не сумела среагировать на сигналы российских исламоведов. Как считает казанский историк, в Татарстане подавляющее большинство населения никогда не допустит повторения в этом регионе северокавказского сценария.
Характер исламской уммы
Последовавшая после докладов дискуссия, в которой приняли участие заведующая кафедрой журналистики КФУ, доктор филологических наук, Светлана Шайхитдинова, директор Института модернизации КФУ, кандидат социологических наук, Ирина Кузнецова, доцент кафедры социологии КФУ, кандидат социологических наук, Лилия Низамова и др., затронула многие актуальные сейчас темы существования мусульман в современной российском и европейском обществах. В частности, сравнили жесткую французскую секулярную модель с более мягкой американской.
Случившийся недавно скандал с ношением платка мусульманками в школе Ставропольского края обнажил многие проблемы существования религиозных групп в светском государстве. Сравнивания разные модели светских обществ участники дискуссии задались вопросом: какой вариант светскости необходим России? Безусловно, социальный характер таких доминирующих конфессий как ислам и православное христианство не одинаков. Поскольку догматически в исламе отсутствует институт церкви взаимоотношение между государством и мусульманской общиной должен происходить с учетом данного фактора.
Как отмечают казанские социологи даже в такой республики как Татарстан мусульманки, которые носят хиджаб, испытывают проблемы с дискриминацией. Не последнюю роль в этом играют средства массовой информации, которые создают негативный образ мусульман и ислама. В связи с этим встает вопрос о степени профессионализма и подготовленности журналистов, которые пишут на мусульманскую тематику.
Данис ГАРАЕВ