Общероссийское
информационное агентство мусульман
23
Суббота
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Публичный ислам

Дата: 15.11.2012 Версия для печати
Публичный ислам

В Казанском университете состоялся круглый стол, посвященный актуальному сегодня вопросу – присутствию ислама в публичном дискурсе Европы и России.

Основными спикерами круглого стола стали научный сотрудник Центра российских исследований университета Уппсалы (Швеция) Симонс Грег, а также доктор исторических наук, профессор Казанского филиала Российской академии правосудия Айдар Хабутдинов.

Если шведский гость рассказал о том, каким образом происходит презентация мусульман в современных западных СМИ, то Айдар Хабутдинов, сделав небольшой экскурс в историю формирования татарского народа, поведал присутствующим о роли современной мусульманской общины России и ее институтов в гражданском сообществе.

Татары – между буржуазной нацией и имперским проектом

По мнению Хабутдинова, есть две даты, которые сыграли большое значение в истории татарского народа. Это 1552 год, время взятия Казани и 1713 год, когда в результате христианизации части татарского феодального класса у татарского народа начала формироваться буржуазная элита.

Татарский народ, по мнению Хабутдинова, был имперским проектом, история которого закончилась, тогда, когда сформировался русский национальный проект.

Говоря о 20 веке, казанский историк выделил несколько поколений татарской мусульманской интеллигенции и перешел к описанию современной ситуации в Татарстане и России. После объединительного съезда татарстанского муфтията, который произошел в 1998 году, ключевым событием стала начало в 1999 году второй «чеченской войны». Как отметил профессор Хабутдинов, именно после этого события была совершенна первая попытка создать в Татарстане т.н. «второй фронт». Речь в данном случае идет о подрыве газопровода под Кукмаром.

Ваххабизм в Татарстане

Айдар Хабутдинов отметил, что многие ведущие российские исламоведы еще в начале 2000-х годов попытались обратить внимание власти на эту опасную тенденцию, однако в тот момент ситуацию решили «замолчать».

Отвечая на вопрос, почему ваххабизм проник в Татарстан профессор Хабутдинов отметил, что причина здесь вовсе не в покровительстве радикалам со стороны власть имущих. Главная причина, на его взгляд, заключается в том, что технократическая по своему характеру татарстанская власть в свое время не сумела среагировать на сигналы российских исламоведов. Как считает казанский историк, в Татарстане подавляющее большинство населения никогда не допустит повторения в этом регионе северокавказского сценария.

Характер исламской уммы

Последовавшая после докладов дискуссия, в которой приняли участие заведующая кафедрой журналистики КФУ, доктор филологических наук, Светлана Шайхитдинова, директор Института модернизации КФУ, кандидат социологических наук, Ирина Кузнецова, доцент кафедры социологии КФУ, кандидат социологических наук, Лилия Низамова и др., затронула многие актуальные сейчас темы существования мусульман в современной российском и европейском обществах. В частности, сравнили жесткую французскую секулярную модель с более мягкой американской.

Случившийся недавно скандал с ношением платка мусульманками в школе Ставропольского края обнажил многие проблемы существования религиозных групп в светском государстве. Сравнивания разные модели светских обществ участники дискуссии задались вопросом: какой вариант светскости необходим России? Безусловно, социальный характер таких доминирующих конфессий как ислам и православное христианство не одинаков. Поскольку догматически в исламе отсутствует институт церкви взаимоотношение между государством и мусульманской общиной должен происходить с учетом данного фактора.

Как отмечают казанские социологи даже в такой республики как Татарстан мусульманки, которые носят хиджаб, испытывают проблемы с дискриминацией. Не последнюю роль в этом играют средства массовой информации, которые создают негативный образ мусульман и ислама. В связи с этим встает вопрос о степени профессионализма и подготовленности журналистов, которые пишут на мусульманскую тематику.

Данис ГАРАЕВ


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1483

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф