Петербург обсуждает возможное появление на улицах Северной столицы мусульманского патруля. Такую мысль люди высказывают после состоявшегося заседания правительства Петербурга. На нем вице-губернатор Игорь Дивинский сообщил, что в Центральном районе "подготовлены народные дружины из числа представителей диаспор". Понятно, что речь идет не о поляках или литовцах.
Впрочем, примет ползучей исламизации в российских городах немало — например, молельный уголок, появившийся недавно в Волгоградском государственном медицинском университете. Раньше такого здесь не было. С одной стороны, ничего дурного. С другой, — отложена личинка. И кто проследит, чтобы из нее не вырос еще один отряд под знаменем радикального ислама, ведь "Петербургский джамаат" — это уже реальность.
К пассажирам рейса "Душанбе — Пулково", как и десятков в неделю других из Средней Азии, — повышенное внимание. Досмотр растягивается часа на два. И вот она, Россия. Обратно к родным — не скоро.
Два раза в год город на Неве понимает, сколько же мусульман живет рядом — на Ураза-байрам и Курбан-байрам движение — и автомобильное и пешеходное — на Петроградской стороне останавливается – сообщает телеканал vesti.ru в своем репортаже.
Ислам в столице Российской империи присутствовал с момента основания. В XVIII веке грандиозная стройка без приезжих — крестьян из казанской губернии — тоже не обходилась. Спустя век с небольшим было восстание декабристов, которое Николай Первый воспринял как предательство со стороны лучших аристократических фамилий.
"Кому он доверился? Он создал конвой, и сюда прибыли первые горцы. Это чеченцы, ингуши, кабардинцы, черкесы. И это был Его Величества конвой по охране императора, членов императорской фамилии. существовал этот конвой до 1917 года", — рассказала краевед, историк Альмира Тагирджанова.
Сто лет назад эмир Бухарский лично просил Николая Второго позволить купить землю под строительство мечети. В ознаменование 300-летия дома Романовых император позволил.
Первая мечеть в столице империи должна была быть не только видна из окон Зимнего дворца. Непростым был этот участок земли — всего какая-то пара сотен метров до сердца Петербурга, места его основания — Петропавловской крепости. Она же, пожалуй, самое главное место — усыпальница Дома Романовых. Возведение мечети именно здесь рассматривалось не иначе как символ верноподданичества российских мусульман короне Российской империи.
В год 400-летия Дома Романовых азербайджанские мусульмане отметились грандиозной дракой. Одни украли у других невесту со свадьбы. В ход пошли бейсбольные биты, ножи, травматика. Сошлись больше двадцати человек. Разбиты машины, четверо — в больницах, трое арестованных, девятерых ждет депортация. Эта новость — самая обсуждаемая на Апраксином дворе. Впрочем, сама "Апрашка" — притча во языцех, гигантский, почти восточный рынок в центре туристического Петербурга.
Вторая тема обсуждений — грандиозный рейд ОМОНа. Искали религиозных экстремистов. На Апрашке вроде таковых не нашли, но несколько задержанных из страны выдворили. Местные не могут простить того, что бойцы ворвались в молельную комнату во время пятничного намаза, священного для всех мусульман.
Ликвидировать рынок правительство Петербурга хочет давно, но Апраксин двор — памятник архитектуры, которая разваливается на глазах, и инвесторы сюда в очередь не встают. Власти обязали национальные диаспоры создать народные дружины для поддержания правопорядка — насколько это возможно.
"Одного узбека, одного таджика, одного азербайджанца поставить по одному — и будет нормальная дружина, будет порядок", — считает почетный консул Таджикистана в Санкт-Петербурге Назар Мизода.
Что говорить — даже толерантный с рождения Петербург в особой любви к трудовым мигрантам не замечен. Впрочем, не в религии дело, говорит настоятель Соборной мечети Равиль Панчеев. Все конфликты — исключительно в бытовой сфере.
"Россия — не резиновая, поэтому мы должны выбирать квалифицированных работников, а не они — страну. На сегодняшний день получается, что они выбирают страну и очень много нелегальных мигрантов. Проблема в этом", — подчеркнул Панчеев.
Почти через сто лет после открытия Соборной мечети в Петербурге выстроили второй исламский храм — в крупнейшем спальном Приморском районе. После намаза мусульмане идут в "Мекку" — не в Саудовскую Аравию, а в магазин с одноименным названием. Компас, указывающий направление к Кибле, духи для мужчин и женщин без содержания спирта, сурьма для лечения глаз и исламского макияжа, хиджабы и другая одежда правоверных...
В этом году — сорок лет, как Абдулла Даудов приехал в Ленинград учить историю в Госуниверситете. Семья хлебнула горя: в 1944-м — депортация из Грозного в Киргизию, возвращение домой. Долгое время профессор на общественных началах был президентом чеченской диаспоры в Петербурге. Меньше года назад его избрали деканом исторического факультета СПбГУ.
"Какие-то проблемы всегда есть. Не так думаешь, в компании не столько пьешь, еще какие-то вещи. А в целом тот, кто независимо от религии служит интересам государства, кто имеет толерантность и уважение к окружающим, тот имеет такие же возможности, как и все другие", — уверен Даудов.