В субботу в Казани состоялось пленарное заседание III Всероссийского форума татарских религиозных деятелей. Форум посетило множество высокопоставленных и известных политиков, общественных и религиозных деятелей. Среди почетных гостей значились Президента Татарстана Рустам Минниханов, Генеральный секретарь ОИС Экмеледдин Ихсаноглу, Государственный Советник РТ Минтимер Шаймиев и многие другие
Первоначально, многим наблюдателям само заседание могло показаться скучным и слишком номенклатурным. Однако первую часть заседания острым выступлением разбавил Мукаддас Бибарсов, который зачитал официальное обращение Равиля Гайнутдина, а во второй части все тот же Бибарсов и известная общественная деятельница Фаузия Байрамова придали значительную эмоциональность заседанию.
Начнем сначала, с обращения Равиля Гайнутдина. Хотя точнее с того факта, что сам он не приехал, а отправил только текст обращения. Председатель Совета муфтиев России вместо того, чтобы посетить всетатарский религиозный форум решил уехать на Северный Кавказ на празднование юбилея Республики Ингушетия. При всем уважении к братьям ингушам, но игнорирование такого важного, с политической и символической точки зрения съезда, выглядит, по меньшей мере, странно. Для многих понятно, что на самом Форуме принимается мало важных и серьезных решений. Однако, на данный момент, этот Форум является единственным и уникальным собранием для татаро-мусульманской среды. И он обозначает особую роль Казани как безусловного единственного центра татарского или точнее татаро-мусульманского сообщества. Казань- это политический центр татар. Конечно, есть еще много городов и деревень, где прекрасно развивается татарская культура, однако, политически и символически Казань и весь Татарстан это сердцевина татарского народа. Поэтому инициативы подобные данному Форуму, которые выдвигает официальный Татарстан, игнорировать политически некорректно. Конечно, такая ситуация не является свидетельством того, что у Равиля Гайнутдина испортились отношения с Официальным Татарстаном: Президентом, Правительством, Всемирным конгрессом татар. Скорее это некоторый намек на политику современного Духовного управления мусульман Республики Татарстан, который последовательно дистанцируется от Совета муфтиев России. Свой взгляд на общую политику в духовной сфере страны он обозначал в своем обращении, который прочитал Мукаддас Бибарсов. Конечно, им была затронута и болезненная тема реконструкции Соборной мечети в Москве, где на месте разрушившегося старого здания строят новое. Однако, по большому счету, сейчас эта тема перестала иметь актуальность. Большое внимание он уделил вопросу соотношений городской и сельской пластов в современной татарской мусульманской культуре. По мнению Гайнутдина, сейчас внешними силами, татарам пытаются навязать старый/новый конфликт между кадимистами и джадидами, который, по мнению врагов татарского народа и ислама, должен выражаться в конфликте городской и сельской мусульманской культурой. По мнению Равиля Гайнутдина, крайне опасно делать ставку на развитие только сельской мусульманской культуры: «И городская, и сельская культуры - это два крыла нашей нации, при отсутствии хоть одного из них мы не можем развиваться. Если мы, провозгласив, что в современной городской культуре нет места для татар, сконцентрируемся только на сельской махалле, тогда в течение считанных десятилетий потеряем литературный язык, язык науки. Не способный излагать научные постулаты язык очень скоро деградирует до языка кухонного. Тогда мы потеряем мыслящую на татарском языке интеллигенцию. А нация, не имеющая образованного сословия, интеллектуальной элиты, очень скоро сойдет с исторической сцены.
Сегодня, ориентируя нашу молодежь на идеалы деревенской жизни, мы сами подталкиваем одну ее часть к манкуртизации, а другую - к деградации. Что же, в то время как весь остальной мир будет занят высокими технологиями и инновациями, наша молодежь будет на маджлисах пироги кушать?».
Разве можно еще что-то добавить к сказанному? Совершенно очевидные вещи! Вопрос только в том, готовы ли мы предложить какую-то продуманную политику по формированию городской мусульманской среды, при этом, грамотно сочетая ее с сельскими традициями, используя по возможности ее опыт. Надо отметить, что не только Равиля Гайнутдина заботит вопрос формирования полноценной городской мусульманской культуры. В частности, всем участникам Форума был представлен проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития», который был разработан сотрудниками Духовного управления мусульман Республики Татарстан, Российского исламского университета и Всемирного конгресса татар.
В данном проекте уделено значительное внимание развитию татарского исламского сообщество в новых условиях городской среды. Поэтому актуальность данного вопроса татарстанскими мусульманскими структурами оценивается в должной мере. Это необходимо признать.
Яркими и вызвавшими живую реакцию были выступления Фаузии Байрамовой и саратовского муфтия Мукаддаса Бибарсова. Оба спикера основной акцент сделали на то, что сегодня наблюдается опасная тенденция по развешиванию ярлыков и внесении фитны внутри исламского сообщества Татарстана и всего татарского народа. Фаузия Байрамова напрямую обратилась к татарстанскому муфтию избежать этой губительной, по ее мнению, для татарских мусульман тенденции. Мукаддас хазрат, со своей стороны, отметил, что расплодившиеся в последнее время псевдо-эксперты договорились до того, что обвиняют в ваххабизме высших чинов Татарстана. Самое возмутительное, по мнению Бибарсова, в этом то, что такие псевдо-эксперты и провокаторы становятся приближенными некоторых российских муфтиев. Факт, такого открытого и откровенного обсуждения данного вопроса на Форуме является свидетельством того, что этот Форум становится уникальной площадкой, где татары могут всерьез говорить о наболевших темах.
Другой такой проблемной темой, к которой обратились упомянутые выше ораторы, стала тема планируемой установки в городе Болгар статуи крылатой кошки. Выступающие назвали это позором для татарской истории и этого особого для мусульман России места. После обсуждения данного вопроса состоялось голосование участников Форума, которые решили обратиться к руководству Татарстана с просьбой не устанавливать эту скульптуру в Булгаре. Данная просьба по решению участников Форума будет внесено в итоговую резолюцию. Главным итогом, этого мероприятия является то, что Форум доказал свою состоятельность как площадки по обмену мнениями и обсуждению проблем татарской нации и религии. Остается только пожелать, чтобы в будущем наши религиозные деятели не ставили личные амбиции и обиды выше интересов собственного народа.
Айнур Сиразетдинов