Среди татарского национального движения, как известно, есть два крайних идеологических полюса: булгаристы и ордынцы. Нельзя сказать, что все остальные татарские национальные деятели по своим взглядам находятся между ними, однако большинство из них, так или иначе, тяготеют к одному из этих полюсов.
В общем и целом, оба этих полюса, как и все крайности, по сути своей не конструктивны и даже опасны. В предыдущей заметке я описал опасность заигрыванием с булгаристкой идеологией, теперь настал черед сказать несколько слов о так называемой ордынской пропаганде.
С одной стороны ордынцы призывают к правильному, по своей сути, единству татарского народа на всей территории России.
Ведь булгарский компонент нашел свое отражение в истории только татар Волго-Уралья и практически не затронул сибирских татар, астраханских, я уже не говорю о крымских и польско-литовских татарах, башкирах. В общем, в отличие от булгаризма, который на самом деле ведет к губительному изоляционизму, ордынцы выстраивают более объединительную идеологию. Для них важно не только единство всего татарского народа бывшей Российской империи, но и признание крепких связей татар с родственными и близкими народами: казахами, узбеками, туркменами, киргизами, уйгурами, турками, азербайджанцами (кавказскими татарами), и даже монголами и бурятами.
Оборотной стороной этой идеологии является практически полное игнорирование или недооценка исламской компоненты татарской истории и культуры. Среди этой части татарской интеллигенции сильны либо радикально светские, либо тенгрианские (то есть языческие или прото-монотеистические) воззрения. Нормой среди ордынцев является алкоголизм и извращенное понимание сексуальной жизни, а ислам воспринимается либо враждебно, либо как один из символических элементов татарской культуры, но никак не в качестве руководства в повседневной жизни.
Именно среди ордынцев можно встретить пропагандистов «мусульманской» камасутры, сторонников установки языческого символа т.н. «хранительницы» в городе Булгар, авторов чисто «национальных» детских лагерей, приравнивание работы за компьютером к намазу и т.д. Шутка ли, один из ярых сторонников ордынской идеологии комментируя планируемую установку статуи бурятской кошки в городе Булгар в открытую назвал противников этой установки исламскими радикалами… Finita la comedia! Тушите свет...
Конечно, город Булгар и вообще булгарская культура воспринимается ордынцами как если не враждебное, но точно не близкое и родное, а скорее требующее реинтерпретации в терминах их понимания истории. Отсюда попытка навязать булгарской доисламской культуре тенгрианство, культ крылатых кошек и т.д.
Ордынское заигрывание с имперским пафосом готово принести в жертву по большому счету мешающею им исламскую компоненту, ведь она мешает идеологическому родству с якутами, бурятами, монголами. Таким образом, ордызм в определенном смысле представляет собой пример классической националистической идеологии во французском или кемалистском смысле этого слова, то есть, как правило, светской и объединительной с «родственными» народами.
Хотя здесь стоит оговориться, что среди определенных татарских мусульманских слоев также имеет популярность ордынская ориентация. Здесь можно, прежде всего, назвать команду Председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина. В их интерпретации ордызм непосредственно связан с исламской компонентой, поэтому в их случае мы имеем дело не с радикальным оголтелым ордызмом, а конструктивной попыткой сочетать культурно-языковое единство, прежде всего, всех групп татар и тюрок, с объединительным потенциалом ислама. В некотором смысле это попытка преодолеть навязывания ордынской идеологии языческой и, в современных условиях, жестко секулярной и анти-исламской детерминанты.
Однако общая картина с актуализацией ордынского концепта в современной национальной татарской идеологии происходит в светских или полу-языческих рамках. Такова правда наших дней…
Ильдар ВАЛЕЕВ