Внимание мусульманской общественности в последнее время приковано к вопросам о хиджабе, вернее, к запретам. Я думаю, всем известно о гонениях на хиджаб в таких странах, как Таджикистан, Узбекистан и Франция. В этих странах исламской одежде давно придают политическую окраску…
Из крайности в крайность
С 2008 года девушки в хиджабе являются персонами нон-грата в учебных заведениях Таджикистана. Женщинам в такого рода одежде запрещено появляться на территории вузов. Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов пригрозил выслать каждую, кто предпочитает одежду другой страны национальной одежде таджичек. «Если кто-либо из вас любит стиль одежды какой-то другой страны, то я вас туда отправлю», — предостерег он.
То же самое происходит в Узбекистане, где правительство пытается запретить ношение исламской одежды в школах, высших учебных заведениях и общественных местах. Чиновники объявили войну учащимся, носящим головные уборы, администрации школ открыто заявляют учащимся, чтобы те не приходили в школу в хиджабах, в противном случае они будут не допущены на занятия.
Но еще больший резонанс вопрос хиджаба получил во Франции, где парламентом четыре года назад был утвержден законопроект, который запрещает носить хиджаб в учебных заведениях, а в силу нового закона и вовсе нельзя появляться в никабе в общественном месте. Согласно новому закону, наказание за нарушение новых правил устанавливается для женщин в виде штрафа в 150 евро, который может быть дополнен или заменен прослушиванием курса лекций о нормах гражданского поведения.
Тем временем в Турции студенткам снова разрешили носить головные платки в стенах вузов. Решение об этом приняла Высшая образовательная комиссия (ВОК) Турции. Теперь студенток, не соблюдающих устав учебных заведений и носящих мусульманский женский головной платок, не будут выгонять из аудитории. Согласно предписанию ВОК, преподаватели, выгоняющие студенток, которые носят хиджаб, будут привлекаться к уголовной ответственности. Напомним, что в Турции более трети женщин носит исламскую одежду. И с введением запрета на ношение хиджаба многие девушки не могли получить высшее образование в университетах.
За что боролись, на то и напоролись…
Таджикистан и Узбекистан — это страны, где практически 99% населения мусульмане. Так почему же там хиджаб превратился в инструмент политической борьбы? Чиновники этих стран настаивают, что в учебных заведениях светского государства нет места хиджабу, который, как они считают, является «элементом религиозной пропаганды». Но борясь с этим, власти не понимают, что только лишь усугубляют и без того шаткое положение своих стран. Из-за борьбы с хиджабом, возможно, кто-то и откажется от него, но основная часть женщин, традиционно, так и будет его носить. В стране, где традиции народа как никогда сильны, выступать против них бессмысленно. Возможно, запрет хиджаба лишь ширма, чтобы бороться с другими, более важными для этих стран, проблемами?
Чем провинился «никаб» во Франции?
Вспомним историю: еще в 9-10 веках во Франции господствовал настоящий культ вуалей, которые были похожи на платки и покрывали плечи. Потом их стали носить на высоких шляпках, дабы закрыть лицо или пол-лица при разговоре с мужчиной,- и это считалось одной из норм этикета. Вуаль являлась также защитой от солнца и посторонних нескромных взглядов. Да что там говорить, если мы посмотрим на изображения мадонны известными художниками, то увидим, что ее голова покрыта вуалью. Никаб выполняет примерно такую же функцию: защита от посторонних взглядов. Так в чем же проблема, если так женщина чувствует себя комфортно? Ранее парламент Франции запретил появляться в хиджабах в учебных заведениях, теперь и вовсе запрещает появляться в никабе в общественном месте. О какой свободе совести идет речь в данном случае? Если в свое время Жак Ширак, а теперь и Николя Саркози хотят защитить светскость государства, так пусть защищают государство, а не делают людей светскими. Задача любого демократического государства должна состоять не в том, чтобы запретить ношение той или иной одежды, а в том, чтобы обеспечить максимальную свободу жить в гармонии со своей культурой, религией, которая позволяла бы уважать мнения и взгляды других.
Размышляя над этим, я еще раз уверилась, что, несмотря на пережитки прошлого в виде косых взглядов, перешептываний в общественном транспорте и выкриков вслед, как же замечательно жить в такой благоприятной (более или менее) для ислама атмосфере, как в Татарстане. По крайней мере, в своем хиджабе пока я могу учиться в университете, свободно передвигаться по городу. И хочется, чтобы это «пока» никогда не заканчивалось.
Диния ГЕЛЬМУТДИНОВА