Российская часть всемирной уммы сегодня представляет собой довольно разношерстное и неоднородное сообщество. Это люди разного образования, возраста, взглядов на жизнь, мазхабов и т.д.
Принадлежность к одной религии вовсе не делает наше сообщество однородным и, как правило, это разношерстность вовсе не идет по границам богословских предпочтений, приверженности различным исламским мазхабам, джамаатам и так далее. Зачастую люди одного культурного и образовательного уровня, но принадлежащие к разным мазхабам или джамаатам, могут достигнуть большего взаимопонимания, нежели среди своих единомышленников по мазхабу.
Как говорится в известном произведении Дэна Брауна «Ангелы и демоны» «религия несовершенна настолько, насколько человек несовершенен». Это очень точное и верное замечание, поскольку зачастую люди составляют представление о религии, в том числе и об исламе, по их представителям, и в этом заключается серьезная ошибка. Как известно, на пути каждого из нас может встретиться совершенно любой человек – любого воспитания, образования и культуры. И нет никаких гарантий, что взаимопонимание со случайно встречным может быть достигнуто (даже если этот «случайный» родственник или сокурсник), а это легко может отразиться и на восприятии религии, которую он представляет.
Как правило, восприятие, понимание и осознание религии преломляется уровнем культуры, интеллекта и образования человека, принявшего эту религию. Думаю, многие замечали разницу того как понимают и чувствуют религию, как говорят и пишут о религии люди, имеющий высокий культурный уровень и те, кто этим был обделён.
Говорить и объяснять религию современным языком, который был бы понятен как нынешней требовательной и продвинутой молодежью, так и получившему качественное советское образование старшему поколению может не каждый.
Именно такое несоответствие высоким требованиям к образованию представителей духовенства и привело к представлению о том, что все наши муллы не образованные, а большинство практикующих мусульман это ограниченные и темные люди.
Человек, понимающий ислам всегда найдет в нем основание для утверждения, что религия и наука не противоречат друг другу, а могут находиться в гармонии. Конечно, кондовый буквализм всегда будет упираться в более гибкое мировоззрение людей, понимающих сложность и неоднозначность многих вопросов, касающихся религии. Но проблема не в этом, вопрос стоит в форме и манере подачи информации о религии, которую используют наши братья по вере пропагандируя ислам. Сколько людей отстранилось от ислама из-за грубости и бескомпромиссной упертости некоторых наших собратьев по вере?..
Каким образом можно решить эту проблему? Ответ, в общем-то, просто. Мусульмане нуждаются в тотальной образовательной революции. Здесь речь идет именно о приобщении к светским предметам. Важно отметить, что необходимо не просто всем поголовно получать высшее образование – это и без того происходит, однако, к сожалению это мало исправляет ситуацию. Необходимо, чтобы ценность научного знания, качественного образования стало естественной основой нашего общества. В этом плане у российских мусульман есть серьезное преимущество перед своими братьями из большинства других стран, поскольку они имеют в своем распоряжении сильную систему высшего образования и академической школы, которая досталась им с советских лет.
Значительная часть проблем, с которыми сталкивается исламское сообщество, коренится не в богословских коллизиях, как ошибочно полагают многие, а в элементарном низком уровне образования и культуры. Исламское общество не нуждается в богословских реформах, поскольку уже существующие религиозные богословские школы и образование достаточны для адекватного понимания религии, оно нуждается в самом простом: в качественном светском образовании. При решении этого вопроса большинство проблем исчезнут сами собой: и проблема технологического отставания, и качества проповедей, и решений прав человека и т.д.
Сулейман Айдинов