За последнее десять лет нашу страну буквально «заполонили» иммигранты из ближнего зарубежья. В основном это выходцы из стран СНГ, которые приехали в Россию на заработки.
Такое явления характерно для всех развитых (или относительно развитых) стран. И все сталкиваются с одними и теми же проблемами. Когда количество приезжих превышает число коренных жителей, начинаются националистические и расовые конфликты, а европейских странах еще и столкновения на религиозной почве.
Откуда берет истоки межнациональная неприязнь между нашими народами? Каковы основные проблемы, связанные с иммиграцией?
С образованием СССР в его состав вошли не только исконно русские территории, но и на добровольной основе территории, в той или иной степени бывшие подконтрольными Российской империи. В эпоху Советов были свои положительные и отрицательные моменты касательно национальной политики правительства. В основе Конституции лежал принцип равенства всех наций и народностей и признание права наций на самоопределение, что способствовало объединительным процессам. Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья. Проект, разработанный И.В. Сталиным летом 1922 г. и известный как план "автономизации", предусматривал вхождение независимых республик в Российскую Федерацию на правах автономий. В.И. Ленин осудил поспешные действия Сталина и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость сохранения формального суверенитета. Он предложил форму федеративного союза как "добровольного и равноправного объединения" самостоятельных советских республик, передававших на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти. В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, границы не совпадали с этническими границами расселения народов. Фактически, этот принцип заложил основы для последующих кровавых столкновений в конце XХ в.
Вторым фактором стало активное переселение и смешивание народов. Этот процесс шел, с одной стороны, на добровольных началах. Например, когда татары, уезжали жить в Узбекистан. С другой – принудительно по программе «распределения», когда после окончания вуза выпускников направляли на работу на другие территории и, зачастую, они там оставались.
Наличие острых проблем в обществе не замечалось всю эпоху советского режима. Возможно, сказалось давление сверху и страх людей, а может, проблем вовсе и не было. Кровавые разборки на национальной почве стали, скорее, следствием подстрекательства и раздувания неприязни извне, силами, желавшими распада страны. Как говорится, разделяй и властвуй.
Как бы там ни было, Советский Союз пал, образовались новые государства, началась политика выселения «чужих», или возвращение на Родину. Только этот процесс был односторонним. Если со стороны России не было национального притеснения, то в Азербайджане, Узбекистане и других вновь образованных странах активизируются националистические настроения против «русских» (в самом широком смысле, который включает всех народов России). Вернувшись на историческую родину, многие вспоминают, как они жили в мире и согласии в советскую эпоху, и как резко все изменилось с распадом державы. Обращение с братьями по вере (мусульманами), родственных по языку (тюркские народы), культуре, было крайне жестоким. Начиная от рукоприкладства, заканчивая моральным давлением. Например, не продавали хлеб в магазинах, если ты татарин, а не узбек.
Сначала они изгоняют нас, говоря, что это их территория, теперь они приезжают к нам, снова заявляя о своих правах. После того как эйфория прошла, Ближнее зарубежье столкнулось с проблемами, о которых раньше не задумывалось: безработица, нищета, как следствие отсутствия финансирования свыше. Это подтолкнуло людей покинуть свои дома в поисках заработков. Единственная страна, куда они могли поехать, это Россия. В то время даже для нашего государства это было выгодно. Спад рождаемости, отсутствие рабочих рук, экономический кризис вынуждали правительство привлекать в страну дешевую рабочую силу.
Если первое время иммигранты занимали низы общества, то теперь можно увидеть, как их дети уже поступают в вузы, покупают повсеместно жилье и получают прописку, активно разворачивают свой бизнес, вытесняя местное население. Кроме того, иммиграция до сих пор в основном осуществляется полулегально, в ряде регионов, в Москве, Санкт-Петербурге, на юге страны периодически возникают трения на межнациональной почве. Коренные жители возмущаются, когда видят, что разбогатевшие мигранты скупают лучшие земли, занимают ключевые места в торговле, обслуживают евроазиатский наркотрафик или создают этнические преступные группировки. На таких противоречиях пытаются играть политики-националисты.
Еще одно обстоятельство, вызывающее недовольство среди коренного населения, это отношение иммигрантов к местным жителям. Если в начале это было молчаливое меньшинство, то теперь стало агрессивным большинством. Это проявляется в неуважении к культуре нашего края, отношения к людям.
Из случая, который произошел лично со мной в паспортном столе Советского района. Мужчина средних лет из Закавказья стоял и хвастался своим происхождением, своей родиной. Потом пытался заговорить со мной, флиртовал, на явный и холодный отказ он заявил: «Вот когда я получу здесь гражданство, ты у меня возле ног будешь валяться!»
Нельзя сказать, что эта вопиющая история распространена, но этот факт уже говорит о многом. Ведь это не единственный случай, когда иммигранты приезжая сюда, обосновываясь, начинают ставить себя выше коренного населения.
Однако, нельзя все рассматривать однобоко. Как и среди нас есть люди, позорящие нацию, так и среди них. Все-таки трезвый иммигрант по соседству лучше русского алкоголика. К тому же не следует забывать, что вновь приезжие иммигранты занимают ниши, незаполненные нашими соотечественниками. В значительной части мира мигранты не только выполняют работу, которую отказываются делать местные жители, но и занимаются деятельностью, требующей высокой квалификации, которой нет у местных жителей. В ряде стран целые секторы экономики и многие сферы коммунальных услуг стали в исключительной степени зависеть от наличия работников-мигрантов и мгновенно развалились бы, если бы эти работники вдруг исчезли. В России ряд важнейших строек и сложнейших технологических объектов (заводские и нефтегазовые комплексы, высотные башни Москва-сити, офисные и жилые здания, дорожные развязки, реставрационные работы и т.п.) созданы и создаются инженерным и рабочим персоналом из таких стран, как Турция, Китай, Украина, Молдова, Азербайджан, Армения. Профессорско-преподавательский состав и медицинский персонал ведущих образовательных и лечебных учреждений в значительной части составляют недавние мигранты из стран СНГ и Балтии.
Другими словами, острой конкуренции за рабочие места между коренным населением и мигрантами, которые в основной своей массе заняты в строительстве, на сезонных сельскохозяйственных и других тяжелых и мало оплачиваемых работах пока нет. Хотя, сейчас наблюдается новая тенденция, когда иммигранты буквально «оккупировали» некоторые отрасли и коренным жителям нет доступа в эти сферы (это касается не только бизнеса). У наших людей сильные амбиции, неоправданные их возможностями. Все хотят ходить в пиджачках, сидеть в офисе, ничего не делая, и при этом получать высокую зарплату. В то время как иммигрант приезжает сюда на заработки, делает все, трудиться на «черной» работе, чтобы прокормить семью, помочь родителям, они не забывают о своих земляках. Это достойные качества, которые, к сожалению, отсутствуют у нас. У россиян нет единства, чувства патриотизма, поэтому мы и испытываем притеснение на нашей же земле.
В целом проблема иммиграции для России оказалась новой и неожиданной. Эффективная миграционная политика, понимаемая, прежде всего, как обеспечение постоянной (на жительство с обретением гражданства) и временной (трудовой) миграции в Россию, было названа президентом В.В.Путиным в Ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации 2005 г. в качестве одного из главных направлений решения демографической проблемы в России.
Миграция была постоянным и важным свойством человеческой истории. Она поддерживала процесс мирового экономического роста, способствовала развитию государств и обществ и обогатила множество культур и цивилизаций. В современном мире международная миграция продолжает играть важную (хотя часто и непризнанную) роль в национальных, региональных и мировых делах. Во многих развивающихся странах получаемые от мигрантов денежные переводы представляют собой более важный источник дохода, чем официальная помощь развитию или иностранные прямые инвестиции. Средства, которые получает население ряда стран СНГ от работающих в России и других странах мигрантов превосходят не только объемы внешней помощи, но и объемы ВВП этих стран. К таким странам, в частности, относятся Грузия, Армения, Таджикистан.
В последние два десятилетия и на перспективу миграция составляла и будет составлять важнейший ресурс и условие развития нашего государства. Однако признание и понимание этого важнейшего фактора обеспечения экономического развития и стратегической национальной безопасности страны остаются на недостаточном уровне. В стране доминирует негативный взгляд на миграцию исключительно с точки зрения как реальных, так и гипотетических рисков. Хотя Россия до сих остается страной, привлекательной для миграции и принимающей большое число мигрантов из стран СНГ.
Алина Хакимзянова