В последнее время СМИ трезвонят о том, что исламские радикалы в Дагестане и в Татарстане не собираются отмечать праздник Новый год. Это ими преподносится как сенсация с одной лишь целью, показать всем, что мусульмане распоясались и уже не «чтут» светских праздников. А пугать исламистами сегодня в тренде у различных экспертов в области «демагогии».
Между тем, этот вопрос давно рассмотрен в исламском вероучении, и по нему вынесена Фетва, которой руководствуются мусульмане. Никто не спорит, что у мусульман два больших праздника – Ураза-байрам и Курбан-байрам. А вот как относиться к остальным праздникам, в ней как раз и прописано. Также приведены определенные доказательства из Корана и Сунны пророка, мир ему и благословение Всевышнего.
Мусульманские ученые подчеркивают, что мусульманам заповедано быть добрыми и справедливыми по отношению ко всем людям, и к немусульманским соседям, в частности. Уважение друг друга – это важный фактор становления гармоничного общества, где царит взаимопонимание, поэтому ислам не может выступать в роли отталкивающей силы. Более того, нет ничего плохого в обмене подарками с ними. Мусульманам разрешено поздравлять немусульман с их праздничными датами и это становится обязательством, если немусульмане поздравляли мусульман с исламскими праздниками.
Европейский Совет по фетвам и исследованиям, зная эту чувствительную тему для мусульман Запада, вывел законоположение - фетву, как необходимо поступать в эти праздники, чтобы можно было руководствоваться ею. Отметим, что Совет получил многочисленные вопросы и запросы по этой теме, чтобы выяснить позицию именно для западных мусульман, куда, в частности, входят и мусульмане России. Стоит упомянуть, что в мусульманских странах дата Нового года как по Григорианскому календарю так и по Хиджре - мусульманскому календарю не отмечается вовсе. Также в поступивших вопросах отмечалось, что к некоторым своим друзьям и коллегам по работе, за теплые и бескорыстные отношения и дружбу, мусульмане чувствуют себя перед ними в долгу.
В суре «Испытуемая» в аяте 8 четко прописано, как мусульманам необходимо взаимодействовать с немусульманами: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных».
Доброта и справедливость по отношению к другим – важные постулаты мусульманской веры, за которые они получают награду от Всевышнего Аллаха. В этом аяте мусульманам заповедано выстраивание добрых взаимоотношений со своими соседями немусульманами. А в стране, где мусульман меньшинство, или они не являются коренными жителями и считаются гостями, для возвышения своей религии и чтобы ее ни в коем случае не дискредитировать, это правило является основным.
Как передается Аль-Бухари и Муслимом, как сообщила Асма бинт Аби 'Бакр, да будет Аллах доволен ею, она как-то пришла к Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Всевышнего, и сказала: «O Посланник Аллаха моя мать, которая является многобожницей, пришла ко мне в гости, и она желает быть близкой ко мне и дарит мне подарки. Должна ли я приветствовать ее и относиться к ней наилучшим образом?». На это пророк заявил: «Приветствуйте вашу мать и относитесь к ней хорошо».
В фетве отмечается, что если пророк сказал такие слова о многобожнице, то что говорить о взаимоотношениях с теми, кого в Коране Всевышний Аллах называет «Людьми писания», то есть иудеев и христиан?
Также в ней отмечается, что на женщинах «Людей писания» можно жениться и их пища, если она приготовлена по всем каноническим правилам, дозволена мусульманам.
В суре «Трапеза», в аяте 5 говорится: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас».
Кроме того, если брак с ними разрешается, то, само собой разумеется, что это означает близость и любовь. Как может человек относиться плохо или презирать свою жену-немусульманку, которая, в конечном счете, его партнер по жизни, его супруга, мать его детей?
Кроме того, важным следствием и результатом брака является сближение двух семей для формирования кровяных связей и естественной формы человеческих отношений к друг другу. Аллах говорит: «И Он - тот, который создал из воды человека и сделал ему родство мужское и женское. Господь твой – Всемогущий» – сура «Различение», аят 54.
Кроме того, есть чувства материнства, и о них ислам не забывает, в религии подчеркиваются права матерей на своих детей. Здесь из контекста возникает вопрос: Неужели вы не будете поздравлять ее с праздниками, которые она отмечает? А как насчет родственников с ее стороны, таких, как бабушки и дедушки, дяди, тети и двоюродные братья и сестра? Но ведь в Коране говорится: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, – быть может, вы помяните назидание» - сура «Пчелы», аят 90.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также настоятельно советовал нам иметь дело с не мусульманами в мягкой и спокойной манере. Было сообщено, что, когда группа евреев подошла к Пророку и они поприветствовали его не наилучшим образом, произнеся «Ассам алейкум , о Мухаммад!» (что означает «смерть и разрушения сойдет на вас») вместо как - «Саламу алейкум» (Мир вам), Аиша его дочь, услышала их и ответила им, сказав: «assamu алейкум» также и вам проклятие и гнев Аллаха! «Пророк, мир ему и благословение ему и благословение, запретил Аише так отвечать. Она сказала ему: «Разве ты не слышал, что они сказали?» Он возразил: «Я сделал, и я ответил, сказав: «И на вас». Он продолжал говорить: «O Аиша! Аллах любит мягкость во всех делах». (Передано Аль-Бухари и Муслимом). Аллах в суре «Женщины» в аяте 86 говорит: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь».
Таким образом, если права материнства и кровного родства обязательны для мусульманина, то ему следует исполнять их должным образом. И это будет иллюстрировать ваши прекрасные исламские взаимоотношения, чтобы люди видели в вас пример самых лучших нравов. Ведь Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Воистину, я был послан, чтобы усовершенствовать самые благородные манеры».
Таким образом, исламом разрешается мусульманам посещать семейные празднования своих немусульманских родственников, но не участвуя ни в каких религиозных обрядах, связанных с этими праздниками. Это логично, поскольку у мусульманина свои религиозные обряды, также как у христиан и у иудеев свои.
Также разрешается принимать участие в общих, нерелигиозных аспектах отмечания таких праздников. В этом контексте важно отметить, что поздравление немусульман с их религиозными или нерелигиозными праздниками и обмен подарками являются показателем дружеских отношений, которые у нас должны с ними быть. И это особенно актуально, если немусульмане поздравляют и дарят подарки нам на наши, исламские праздники.
Подготовлено по материалам Onislam.net, Европейский Совет по фетвам и исследованиям.