Изменение руководящего состава в ДУМ РТ происходит на фоне кризиса, который претерпевают официальные мусульманские организации в нашей стране. В общем-то, этот кризис начался не вчера и происходит он не только в России, но и по всему миру. Связан он с тем, что новая религиозность, которая в нашей стране после 70-ти лет официального атеизма сейчас явно выражена, не испытывает большой потребности в официальных религиозных институтах.
Если учесть, что догматически в исламе и вовсе отсутствует институт церкви, то на фоне обращения к религии, который мы наблюдаем в России последние 20 лет, обосновать важность и необходимость данного института для рядовых мусульман является особой задачей.
Конечно, понимающие российскую реальность члены мусульманского сообщества осознают, что для легального функционирования мечетей в отечественном правовом поле необходимость в официальных религиозных организациях очевидна. Конечно, существуют неофициальные мечети или молельные комнаты, однако они не могут удовлетворить все потребности российских мусульман. Тоже самое касается и мусульманских учебных заведений. Легитимность их перед государством, а как следствие возможность для нормального функционирования, также предполагает их инкорпорированность в систему Духовных управлений мусульман.
Административная необходимость ДУМов сейчас, в общем, очевидна. Однако насколько высок моральный авторитет данных институтов? Являются ли сотрудники Духовных управлений реальными лидерами российской части мировой уммы? Совершенно очевидно, что в большинстве случаев, нет. Помимо оторванности ДУМов от мусульман чисто административно существует формационная пропасть между институтом и сообществом.
Современная российская религиозность имеет в первую очередь городской характер. Именно в городе сконцентрирована наиболее активная и молодая часть российских мусульман. Город – это другая, отличная формация жизни человека, нежели деревенский уклад. Город – это новые вызовы, новая форма коммуникации, он вырабатывает новые дискурсы и во всем этом приходится жить молодым мусульманам. На этом фоне, складывается впечатление, что большинство ДУМов живут еще в советской матрице деревенской закваски, воспроизводя старые модели поведения. Они живут в том же ритме, в том же дискурсивном поле, что официальные мусульманские организации времен СССР. Именно это и приводит к той дистанции, которая образовалась между ними и остальной частью мусульманского населения. Вера в то, что в 21 веке можно возродить уклад и идеологию 19 века стала причиной глубокого кризиса, который поразил институт ДУМ в России. Однако «свято место пусто не бывает» и тот зазор, который образовался между официальным духовенством и мусульманами заполняют сейчас сомнительные проповедники и радикальные идеологии.
Для мирного сосуществования и созидательного развития исламского сообщества России 21 века мусульманам вовсе не обязательно возвращаться в век 19-й. Для осознания этого должен меняться и кадровый состав российских ДУМов. Например, радует, что новый руководящий состав ДУМ РТ будет состоять из молодых деятелей, который свое становление прошли уже в новой России. Татарстан, таким образом, получает шанс стать примером нового подхода к работе, в большей степени ориентированного на современную молодежь.
Данис ГАРАЕВ
Директор фонда «Гуманитарная инициатива», главный редактор ZurKazan.ru