Профессор Парижской академии социальных наук, доктор наук, один из крупнейших в мире специалистов по социологии ислама, Нилюфер Голе рассуждает о публикации оскорбляющих чувства мусульман многочисленных карикатур и фильмов и той резкой, порой агрессивной, реакции в мусульманской среде, которые мы наблюдали последние годы. По ее мнению, в этих событиях не проявляются ни настоящий Запад, ни настоящие мусульмане.
В своем интервью газете «Zaman» Нилюфер Голе отмечает, что сближение Запада и мусульман, к которому приводят процессы глобализации, имеет и свои «больные» моменты. По ее мнению, в современном мире свобода слова является ширмой для «нападения на ценности», которые называют «символической силой». Отвечая на вопросы декана факультета социологии Университета Сулеймана Шаха доцента Угура Кёмечоглу, она говорит: «Западный мир должен заново дать определение свободе слова и мысли и ликвидировать то положение, когда эта свобода является частью гегемонии власти. А это нелегко, потому что основные принципы свободы слова сегодня подвергаются эрозии». Когда мусульмане принесли на Запад свою религию, то, осознанно или неосознанно они разрушили ряд норм. В качестве реакции на это Европа пытается уменьшит визуальное присутствие Ислама в общественных местах, принимая соответствующие законы.
Противостояние Ислама и модернизма слабеет. Географические и временные границы исчезают. В своей изданной в 2008 году книге «Взаимное проникновение: Ислам и Европа» (İç İçe Girişler: İslam ve Avrupa, Metis Yayınları), Голе используя выражение «взаимное проникновение», начала речь о том, что следует менять подходы.
Следует налаживать эмпатию с разными мировоззрениями, потому что между Исламом и модернизмом существует не только интеллектуальная пропасть, но, в более близкой перспективе, и синхронная связь.
Чтобы понять взаимную связь, нужно многомерное прочтение и наблюдательность к синхронным проявлениям. Только смотреть недостаточно. Мы видим, как в общественной жизни очень быстро воплощаются в жизнь совсем неожиданные союзы. То и дело предметом обсуждения становится соединение, казалось бы, несовместимых явлений. Нам необходимо выработать теорию, сделать описание и анализ такого рода единений и явлений взаимного проникновения.
Ведь утопические, носящие абсолютный характер речи, абстрагированные и героизированные мысли остаются витать высоко, как облака в небе. Исследования должны быть более приземленными и конкретными, касаясь и микропространства. Люди ищут новую культурную почву для совместного проживания. Нилюфер Голе на достаточно серьезном уровне ищет пути разрешения этого трудного и противоречивого процесса. Угур Кёмечоглу задал Нилюфер Голе и такоё вопрос: «Когда Вы наблюдаете развитие Ислама в современной Европе, то, сравнивая с Исламом 90-х годов в Турции, не рождает ли это у Вас чувства «дежафю» - «уже виденное»? Или в Европе разделение между светским и религиозным резче?»
Отвечая на этот вопрос, Нилюфер Голе говорит следующее:
«Происходящее сейчас в Европе около Ислама, сравнивая с Турцией, можно охарактеризовать как «дежафю», можно уподобить сценарию фильма, который вы уже смотрели. Те споры, которые велись в Турции о платке, светскости и республиканских ценностях в 90-х годах не так уж и далеки от споров, которые сейчас, спустя двадцать лет, ведутся во Франции. Бросается в глаза даже сходство терминологии.
Но возникает такое специфическое явление, как «европейский Ислам».
Если посмотреть на Турцию, то кажется, что мусульмане здесь такие же. В Турции основанный на Исламе образ жизни с точки зрения языка и этнических особенностей по сравнению с Европой более монолитный и гомогенный. Во-вторых, несмотря на историческую и современную динамику секуляризации, мусульманский образ жизни в Турции традиционен, естественен.
В Европе же предметом спора могут становиться такие темы, которые в Турции никому и в голову не придут, вспомним культурологические и политические споры вокруг минаретов мечетей, мяса халяль и даже обрезания, попытки запретить все это. Исламский образ жизни в Европе не является, образно говоря, оказавшей глубокое влияния на народные традиции рекой, текущей по вековому руслу «естественности» многих религиозных обрядов и вероубеждения.
Подобно тому, как мигранты стараются создать себе новый дом, «пустить корни», так и Ислам «оседает» на новую культурную почву, развивается в новой среде. В-третьих, происходит ослабление национальной и религиозной идентичности, для новых поколений они даже исчезают. Мусульмане в Европе проживают среди самых разных народов, сами создав многоликое национальное меньшинство, имеющее разные этнические корни и исторические пути развития. Их связывает друг с другом мусульманское самосознание, являющееся в данном случае преимущественным. Одним словом, география, среда, общества, в которые мусульмане Европы привнесли свою религию, очень разные.
Мусульмане из Турции, Алжира, Пакистана, оказавшись в одном городе, иногда даже в одном районе могут открыть для себя разнообразие обрядов поклонения и культурных традиций друг друга. На повестке дня возникают такие вопросы, как будут они или нет ходить в одну мечеть, на каком языке будут произносить в мечети проповедь, будут ли отдавать в жены своих дочерей мусульманам из другого народа.
Как говорят многие европейские мусульмане, открывая для себя «небольшие» различия друг друга, они способствуют существованию «космополитического Ислама». В результате возникает специфический для Европы Ислам. Хотя «ближневосточный Ислам» и продолжает оказывать свое влияние на мусульман, он все же постепенно теряет свои позиции. И в Европе, поднимающей на повестку дня эти вопросы, появляются владеющие европейскими языками, понимающие язык молодых европейский мусульман новые исламские мыслители, богословы, новые центры фетв».
Источник: Zaman.com.tr