«Наука без религии хрома, религия без науки слепа». Альберт Эйнштейн. Именно с этих слов одного из самых выдающихся ученых в истории человечества Альберта Эйнштейна хочется коснуться темы исламского религиозного образования.
Хотя Эйнштейн и не был мусульманином, а тема его религиозной принадлежности до сих пор будоражит ума многих представителей ученого мира - кто-то считает его верующим, а другие упорно пытаются доказать его принадлежность к атеистам, его слова из статьи «Наука и религия» наиболее верно подходят к определению роли религии и науки в исламе. В исламской религии никогда не существовало противопоставления науки и религии, не было разделения образования на светскую и религиозную. Ислам охватывает все аспекты жизни общества, в том числе образованию и науке в нем отводится важнейшее место. Если взглянуть в истории, во всех крупнейших образовательных центрах исламского мира наравне с религиозными преподавались и точные, естественнонаучные предметы. Исключением также не является наши татарские учебные заведения дореволюционной эпохи. Здесь наряду с основами ислама важную роль играло преподавание математики, биологии, истории, географии и др.
Особое место в истории науки занимают VIII-XIII столетия Средних веков, известные как «Золотой век Ислама». В течение этого периода многие мусульманские ученые и мыслители внесли огромнейший вклад в развитие естественных и точных наук, философии, литературы, экономики, социологии и др.. За это время исламский мир превратился в мировой центр науки, образования, медицины. Ислам послужил сильнейшим толчком к развитию науки и образования в арабских, персидских странах. Вдохновленные аятами из Корана и хадисами мусульманские ученые сделали целый рад важнейших научных открытий, создали множество полезнейших книг и трактатов по математике, медицине, истории, географии и другим наукам, перевели труды древнегреческих мыслителей.
"Действительно, многие аяты и хадисы указывают нам о важности получения знаний, о необходимости изучения законов мироздания"- пишет Искандер Набиуллин.
|