Во многих школах с сентября снова вводят единую ученическую форму. Хорошо это или плохо? Форма – средство для поддержания дисциплины или насилие над свободной личностью? И не помешает ли введение школьной формы соблюдать необходимые предписания верующим. Попробуем ответить на эти вопросы.
Несмотря на все нюансы, около 70% россиян поддерживают идею о возвращении школьной формы. Из них, по данным опроса, проведенного порталом Superjob, 39% считают, что она должна быть единой для всех школ страны, а 29% высказались о разной форме для каждой школы. Среди высказавшихся за введение школьной формы, 50 процентов люди в возрасте от 35 до 44 лет. К сведению, в 2007 году введение школьной формы поддерживало только 30% опрошенных. Против введения единой школьной формы высказались 25% участников опроса. Среди них больше мужчин (27% против 23% среди женщин), опрошенных в возрасте до 24 лет (33%) и респондентов с ежемесячным окладом менее 25 тысяч рублей (30%). Затруднились ответить 7% опрошенных россиян.
Известно, что требования к внешнему виду школьников начнут действовать в регионах с 1 сентября, это связано с вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ». По словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова в законе речь не идет о цвете школьной формы или о ее фасоне. Стандарты очень простые. Одежда должна быть светской, функциональной. Она не должна вызывать ощущение дискомфорта у тех детей, которые попадают в класс.
«Мы считаем, что с учетом многообразия нашей страны, климатических условий, культуры и традиций, которые есть в разных регионах, конечно, на уровне регионов, отдельных муниципалитетов и даже школ можно определять и конкретизировать требования к школьной форме, - сказал глава Минобрнауки. По его словам, «очень важно, чтобы школьная форма не только приучала детей практично, функционально и скромно одеваться, а чтобы она выработала у них чувство общности, причастности к коллективу своей школы, к тому населенному пункту, в котором дети живут, к региону и к стране в целом».
Матери учениц-мусульманок в разрешении дела о хиджабе надеятся на муфтияты страны: «Мы согласны, что школьная форма нужна в первую очередь для того, чтобы не бросались в глаза социальные различия. Для детей это, действительно, очень важно. Но мы надеемся, что посчитаются и с нашими пожеланиями, а мы, в свою очередь, спокойно будем отправлять наших детей в школу. Я, например, специально отдала своего ребенка в такую даль в надежде, что можно будет спокойно одевать моей дочери платок в школе», - сообщает мама ученицы одного из татарских лицеев г.Казани.
В Татарстане уже был инцидент по этому поводу. Все помнят, что совсем недавно Прокуратура Нижнекамска потребовала от дирекции средней школы № 5 запретить ученицам посещать уроки в мусульманских платках и совершать намаз на переменах. Свою поддержку родителям набожных учеников тогда высказал первый заместитель муфтия республики Рустам хазрат Батров, заявивший, что «такие наряды были распространены у татар повсеместно: и в Казани, и в Астрахани, и в Касимове, и в Уфе, и в поселениях Сибири», а потому «любые утверждения о том, что хиджаб чужд нашему народу, в корне не соответствуют действительности».
В свою очередь, в муфтияте Татарстана уже приступили к разработке собственных рекомендаций школьной формы для мусульманок, также известно, что окружение муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина надеется, что решение по вопросу о ношении хиджаба будет, скорее всего, компромиссным.
«Платок, которые носят на голове мусульманки, вполне вписывается в традиции и не может отрицаться как неприемлемая одежда, он совсем не противоречит светскому характеру образования наших детей. Художники-модельеры могут создать много красивых и удобных образцов, чтобы ученицы-мусульманки чувствовали себя в этой форме комфортно», - считает председатель Союза Мусульманок России Наиля ханум Зиганшина.
«К любой школьной форме можно придумать прекрасный головной убор, так необходимый для верующих девочек, который не только не будет «мешать» школьной форме, а наоборот, дополнять образ, - отмечает дизайнер Ильмира Сафиуллина.
А другой профессиональный дизайнер Нажия Галимова считает, что не нужно бояться экспериментировать. Она предлагает составить подробные эскизы и устроить опрос, среди 50-100 девочек, тогда, все станет на свои места и будет понятен выбор. «Не забывайте, это им носить, поэтому, выбор должен быть за ними», - говорит Нажия. - Если брать девочек, не достигших еще полового созревания, а это приблизительно до 6 класса, то им не обязательно покрываться полностью. Рукав и подол могут быть не длинными, шея открыта. Это еще дети, они любят побегать, попрыгать, и всегда активны. Девочкам постарше можно создать каталог проработанных эскизов, где будут приложены образцы тканей».
"Я мама двоих сыновей и с ситуацией соблюдения хиджаба в школе не сталкивалась, но очень переживаю за тех, кого эта проблема коснулась" - говорит Айсылу.
- Я думаю, если в школе будет форма: черный низ, белый верх, считаю, будет не критично, если юбка будет до щиколотки. Если же форма будет подобной «пионерскому времени» - одинакового фасона, специально отшитая, в чем я сильно сомневаюсь, то, конечно же, мусульманок поставят в тупик. Не советую переходить на домашнее обучение, это крайний метод, в нем больше минусов, чем плюсов. У меня двое сыновей, и я прихожу в отчаяние, когда представляю, что моим сестрам по вере придется столкнуться с проблемой хиджабов в учебных заведениях. Думаю, такими темпами запреты будут только набирать силу. Печально, но ничего не остается, кроме как попытаться найти компромисс с учителями и директорами школ, поговорить по-человечески. Другой альтернативы не вижу, потому, как закон не оспаривается».
А вот Венера, напротив считает, что если дойдет дело до запрета хиджаба в школе, нужно переходить на домашнее обучение: "Я, конечно, надеюсь, что в нашей многонациональной стране до запрета ношения платков не дойдет" - говорит Венера, психолог по образованию.
- Но если уж дойдет, то есть только два пути решения: Первый: если позволяют финансы, уехать туда, где хиджабы не запрещают; либо, оставаться здесь и заниматься домашним обучением. Кстати, это не так уж и плохо. У меня была подруга, которая была на семейном обучении (по состоянию здоровья) и ее уровень поразил меня... Наткнулась в интернете на комментарий по домашнему обучению, цитирую: «Я одна из тех, кто имеет опыт «домашнего» обучения (семейное образование). Детей у меня двое 9 лет-3 класс и 13 лет-7 класс. Решили перейти по очень многим причинам... Одной из них является совершенно не рациональная трата времени в школе! Освоение материала все равно ложится на домашнюю проработку, т.к. тех знаний, которые дает школа не достаточно даже для выполнения домашних заданий. После работы я по очереди то с младшим, то со старшим сыном сажусь и разбираю то, что было рассказано в классе. Усваивают материал дома они быстро, из чего могу сделать вывод, что проблема не в детях, а в школе, обстановке, учителе... Старший сын занимается музыкой, три раза в неделю к нему приходит преподаватель. Младший занимается плаванием. С полной уверенностью могу сказать, что совмещать увлечение и школу не реально! Одна из сторон обязательно начинает «западать». Не хватает ни сил, ни времени! А моя цель - дать детям не только школьную программу, но общее развитие. И это мне позволяет сделать как раз семейное образование. Уровень знаний значительно вырос, стало больше времени, дети занимаются тем, что им нравится, мы не «привязаны» к расписанию и планируем день сами, меньше стресса, нагрузки, давления.
Сложный выбор предстоит перед родителями девочек: перейти в специализированную школу, либо на домашнее обучение, или же найти компромисс с педагогами. Но думаю, в любой ситуации можно найти выход, ведь, основной закон-то, по сути, на стороне верующих, где четко прописано: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (Глава 2, ст. 19, п.2). А ссылки на устав школы или какие-либо сторонние законы – не могут противоречить Конституции как высшему закону РФ.
Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...
У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...
Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info".
При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+