С точки зрения марксисткой теории (читай исторического материализма) базис (материальное производство) первичен, а надстройка (идеология) вторична. Именно об этом писал Карл Маркс в своей знаменитой работе «К критике политической экономии». Там же он ...
Там же он писал о том, что бытие определяет сознание. Безусловно, можно (а может и нужно) не согласится с тезисом этого выдающегося немецкого философа и мыслителя. Ведь высшей целью для истинно верующего человека — поставить моральные, религиозные идеалы выше материальных.
Тем не менее, Маркс, кое-что подметил верно. В этом мире, надо признать, мы зависим от материальной составляющей сильно и как показывает практика, мусульман это касается также в значительной степени. За примерами далеко ходить не надо. История возрождения ислама в нашей стране — это иллюстрация того, что с деньгами приходит и определенная идеология.
Сейчас, наверное, легко рассуждать о том, что происходило в 1990-е годы, когда в стране фактически не осталось реально действующих мусульманских структур. От государства тогда не приходилось ждать финансовой помощи, а про благотворительность в то время и речи не могло идти. При этом процесс обращения к религии наших сограждан уже начался, потребность в духовности неминуемо приводило к тому, что люди стали приходить к исламу. Дальнейшая история всем известна — обучение в некоторых арабских странах привело к тому, что в нашем регионе стали появляться не традиционные для татар различные течения в исламе. Зарубежные исламские университеты могли позволить себе не только предоставить прекрасную образовательную базу, но и выплачивать стипендии студентам. Затем фонды из Саудовской Аравии и Кувейта стали спонсировать в нашем регионе строительство мечетей, медресе, помогать местным имамам. Как итог — распространения тех исламских течений, которые доминируют в странах, пришедших в Татарстан спонсоров.
Картина в общем то, стандартная. Ситуация постепенно стала меняться после того, как государство осознало, что упустило данную ситуацию из-под контроля. Затем стало предпринимать попытки, в первую очередь через материальное стимулирование, ситуацию изменить.
Первые результаты дают о себе знать. Однако, на самом деле, поддержание и развитие исламской инфраструктуры нашей страны должно происходить не только без поддержки зарубежных фондов, но даже при минимальном участии государства. В перспективе сами мусульмане должны взять на себя ответственность за будущее своей уммы.
Сейчас часто и много говорят о возрождении тех исламских традиций, которые бытовали у тюрков Волго-Уралья до революции 1917-го года. Однако истинное возрождение произойдет только тогда, когда будут возрождены традиции благотворительности, которые веками были присущи нашему народу. Именно татарские купцы, промышленники, как принято сейчас говорить, предприниматели, строили мечети, медресе, финансировали издания книг, поддерживали талантливых шакирдов и имамов. Это естественное состояние уммы — когда сами мусульмане берут на себя полную ответственность. При такой ситуации проблема экстремизма и нетрадиционных течений отпадет сама собой.
Рискну предположить, что именно с возрождением татарской исламской благотворительности произойдет возрождение ислама, в том ключе, который всегда был характерен для нашего народа. Когда через мобилизацию внутренних финансовых ресурсов татарской нации будет происходит развитие мусульманской инфраструктуры.
Когда мечети, образовательные учреждения, мусульманские СМИ, будут существовать не за счет зарубежных спонсоров и государства, а за счет самих мусульман. Когда татарские мусульмане смогут сами финансово поддерживать систему социального обеспечения обездоленных, религиозных институтов и образовательных центров. Именно такая картина наблюдалась в татарском обществе 19 века, а это, между прочим, период расцвета и формирования новой татарской культуры.
Многие вопросы снимались и решались бы при таком подходе. Во-первых, это проблема целевого расходования средств. Бизнесмены люди практичные и впустую деньги тратить никогда не буду. Только если они видят, что деньги идут на дело, они будут вкладываться. Кроме того, осуществлять контроль над расходованием средств в таком виде проще. Государство же, как мы видим, пока не может справиться с этой проблемой. Во-вторых, проблема нетрадиционных для нашей страны течений и экстремистских настроений, также отпала бы сама собой. Сложно себе представить ситуацию, при которой успешные бизнесмены, которые ведут свое дело в этой стране и связывают с ней свое будущее, будут сознательно спонсировать экстремистов и залетных сектантов. Это просто не в их интересах. И дело даже не в том, что никто из них не захочет иметь проблемы с законом (хотя и это тоже). Сам менталитет татарских бизнесменов он ориентирован на свою землю, на свои корни. В этом если хотите, есть и вполне себе прикладная цель, как показывает история, именно национальная буржуазия была движущим мотором образования наций нового типа. Именно они спонсировали национальные образовательные учреждения, интеллектуальную, творческую элиту, которые создавали профессиональную культуру, которая становилась каркасом новой нации.
Вот такая национальная, социально ответственная буржуазия нужна нам сейчас. И само государство должны быть в этом заинтересовано, поскольку такой слой может взять на себя решение многих государственных проблем. Именно такой была деятельность татарских предпринимателей, промышленников до революции 1917 года. Они занимались финансированием крупных социальных программ и неотложных государственных нужд, активно участвовали в попечительских советах различных учреждений и работе благотворительных организаций. В итоге правительство награждало отдельных представителей татарского предпринимательства почетными званиями, широкими льготами и правами.
Именно тогда, когда заниматься благотворительностью станет делом чести для каждого бизнесмена, мы сможем говорить о настоящем мусульманском возрождении. Хотел бы отметить, что речь идет о благотворительности как деле чести, а не как моде или способе получить какие-то льготы. Только в том, случае если она станет делом чести, благотворительность будет иметь основательность и фундаментальность. Мода же изменчива и поверхностна.
Однако делом чести, как мы знаем из нашей истории, она становится, когда у спонсоров есть крепкое религиозная основа и национальное самосознание. Таким образом, само государство и российского общество заинтересованы в том, чтобы татары, и, прежде всего наиболее предприимчивая их часть, татарские предприниматели обращались к исламу. Так как это созидательный союз.
Тогда когда исламские ценности станут частью жизни нашей финансовой элиты, ее нормой, мы сможем говорить об истинном возрождении татарских традиций. Вспоминая процитированного вначале статьи Маркса хочется сказать, что если развитие в нашем регионе исламской уммы, мусульманской инфраструктуры будет происходить за счет внутренних своих ресурсов, то идеологически нам не страшны внешние влияния — глобализации с Запада и Востока, экстремисты и сектанты. За счет наших внутренних материальных ресурсов будут возрождаться и развиваться наши татарские традиции. В этом заинтересовано и государство и мусульмане.
Ильдар Ишмуратов