Закон «О защите прав потребителей» известен большинству россиян, 74% наших соотечественников приходилось когда-либо отстаивать свои потребительские права, 5% из них делали это в суде, — выяснил Исследовательский центр Superjob.ru, опросив 3 тысячи экономически активных жителей России.
26% российских потребителей никогда не отстаивали свои потребительские права, считая это пустой тратой времени и здоровья. По сравнению с 2008 годом число россиян, столкнувшихся с нарушением прав потребителей, сократилось. Те же россияне, которые были ущемлены в своих потребительских правах, сегодня чаще отстаивают свои интересы (69% в 2011 против 63% в 2007 году).
Чаще всего россиянам приходится сталкиваться с ненадлежащим качеством товаров и услуг (53%). На завышенные цены жалуется 44% опрошенных, некомпетентность и невнимание со стороны обслуживающего персонала не устраивает 38% респондентов.
С отказом в обмене и возврате товара или неполной или искаженной информацией о товарах и услугах приходилось иметь дело 33 и 34% наших соотечественников соответственно. 18% респондентов недовольны несоблюдением сроков оказания услуг, 5% — скудным ассортиментом.
От покупки испорченных продуктов питания, бракованной бытовой техники, окон или дверей не застрахован никто. Произойти это может где угодно как в небольшом магазинчике, так и в крупном супермаркете. Компаний, занимающихся установкой пластиковых окон и дверей, сейчас развелось огромное количество. Выбрать фирму, качественно выполняющие эти работы, непросто.
Окна и двери — лидеры в списке плохих товаров, на которые жалуются казанцы
По рассказу юриста Союза потребителей Республики Татарстан Екатерины Боробковой, окна и двери — лидеры в списке плохих товаров, на которые жалуются потребители.
- Причинами обращений были и продажа, изготовление товаров ненадлежащего качества, — сообщили эксперты отдела по защите прав потребителей — и нарушение сроков доставки (или изготовления и доставки), и некачественная установка.
Если у вас возникли проблемы с покупкой или услугой, нужно писать претензию магазину или поставщику услуги. Составить ее можно в произвольной форме.
Для достоверности к заявлению приложите копию товарного (кассового) чека, копию гарантийного талона,- копии других имеющихся у вас справок, например, из гарантийной мастерской.
Претензия составляется в двух экземплярах. Один вы оставляете в магазине, второй забираете себе. На нем принявший вашу претензию сотрудник должен поставить свою подпись, указать ФИО и должность. Этот экземпляр останется у вас в качестве доказательства, что ваше заявление принято.
Если магазин (фирма) отказываются выполнить ваши требования, отказ должен быть изложен в виде резолюции на вашем экземпляре или в отдельном документе.
Союз потребителей Республики Татарстан — крупнейшая региональная потребительская организация в России, которая вот уже на протяжении многих лет представительствует и защищает интересы потребителей. Ежемесячно в Союз за помощью обращаются более 1000 человек. Каждодневная защита прав потребителей в Казани и других городах Республики Татарстан — консультации, проверки соблюдения правил торговли и бытового обслуживания, составление претензий и исков, ведение дел в судах ежемесячно пополняет городской и республиканский бюджет путем наложения в судебном порядке на недобросовестных продавцов-ответчиков штрафных санкций.
Работа телефона «горячей линии» для потребителей
«Горячая линия» для потребителей — это оказание бесплатных телефонных консультаций силами юристов Союза потребителей Республики Татарстан.
Главная задача «горячей линии» — информирование граждан при помощи телефонных консультаций об их потребительских правах и способах защиты.
Работа «горячей линии» осуществляется ежедневно с 14.00-15.00
Телефон «горячей линии»: 8 (843) 258-33-09
Как не купить испорченный продукт
Проблема опасных продуктов питания остается для россиян одной из самых острых. По данным Роспотребнадзора, с начала 2010 года число вспышек кишечных заболеваний в стране резко возросло. Только в апреле было зарегистрировано 50 эпидемических очагов.
Комментарий адвоката Союза потребителей России Алана Шавлохова:
Если вы купили некачественный продукт, в первую очередь нужно занести данные в книгу жалоб и предложений, потому что должна быть доказательственная база, если есть перспективы обращения в суд. Во-вторых, поставить в известность директора данного магазина. И если это некачественный продукт, то провести соответствующую экспертизу в Роспотребнадзоре. С жалобой и с заявлением можно обратиться в органы внутренних дел, поскольку это является одним из оснований защиты прав.
Комментарий сопредседателя Союза потребителей России Надежды Головковой:
Надо быть очень осторожным, когда вы приобретаете нарезку или полуфабрикаты. Если вы берете какой-то готовый продукт, особенно если он герметично упакован, то все-таки риск меньше. А нарезку изготавливают чаще всего прямо в магазине, и таким образом они избавляются от товаров, у которых уже пограничный срок реализации. Если продавался просроченный товар, это грубое нарушение закона «О защите прав потребителей», грубое нарушение всех санитарных правил. Нужно как следует проверить этот супермаркет или эти супермаркеты, потому что это совершенно недопустимо. Когда сознательно реализуется испорченный продукт, это даже не правонарушение, это просто преступление.
Опасные продукты
По данным программы «Контрольная закупка», на первом месте в списке потенциально опасных продуктов находится мясо и мясные изделия. Неправильные обработка и хранение могут сделать эти продукты переносчиками сальмонеллеза. Кроме того, мясные продукты, яйца и молочные продукты могут содержать стафилококки. Рыба, даже качественная, может навредить здоровью. К примеру, скумбрия и тунец содержат гистамин, вызывающий аллергические реакции. Речная же рыба может стать источником паразитов.
Среди покупных салатов наиболее опасны те, что содержат яйца и картофель. Также отравиться можно салатами, заправленными майонезом. Серьезные отравления могут вызвать грибы. Грибные консервы, особенно самодельные, могут содержать яд нервнопаралитического действия и вызывать ботулизм.
Даже привычный картофель может стать опасным. В позеленевших проросших клубнях накапливается яд солонин. Симптомы отравления могут продолжаться больше недели, пока организм полностью не очистится.
Как не купить испорченный продукт
Если свежесть продукта, его качество вызывает хоть малейшее сомнение, покупатель вправе потребовать декларацию или сертификат качества. И первый, и второй документ должны быть заверены сертифицирующими органами. Отказываются выдать? Пришло время требовать жалобную книгу.
Когда эти меры не помогают, прямая дорога с жалобой в торгинспекцию, санэпидемстанцию. Любая жалоба в книге или личная жалоба в контролирующую организацию обойдется продавцу в приличную сумму, тщательную проверку, вплоть до закрытия магазина.
Сайда Баруди