Очень часто приходилось слышать о развитии ислама в Чувашии. Примечательно, что речь шла не о больших мегаполисах, а о сельской местности, что добавляло своеобразную изюминку, потому что, увы, мы привыкли к тому, что вся основная жизнь обычно крутится вокруг крупных городов. Именно поэтому, наверное, многие начали считать систему возрождения и развития ислама в Чувашии, особенно в последние несколько лет, возникновением нового феномена татаро-мусульманского мира. Заметно возрастает интерес к этому феномену со стороны общественности. В конце концов, я тоже решил посетить Чувашию и все увидеть сам.
Татарский городок
В Чувашии проживает 40 тысяч татар-мусульман. По сравнению с другими регионами, где их число порой доходит до 250 тысяч человек, количество татар в Республике небольшое. Но потенциал представителей этой национальности в Чувашии очень высок. Доказательством тому служит их эффективная работа. Сейчас в Республике построено 50 мечетей, действует республиканское медресе «Гулистан», как филиал уфимского РИУ (ЦДУМ), да и вообще все татарские деревни в Чувашии очень крепкие и развивающиеся. В деревнях развит бизнес, частные дома, а это, как правило, хорошие коттеджи.
Мой визит в Чувашию начался с ознакомления с самой большой татарской деревней в Поволжье Шыгырдан, где была построена соборная мечеть «Трех сподвижников». Тех самых сахабов, которые по народной легенде были отправлены пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Всевышнего, в Булгар. Мечеть следует назвать воплощением татарской истории в новом формате, ведь она построена по проектам соборной мечети Шахри Булгара. Даже в стенах мечети видны исторические камни, привезенные от туда. Сам же Шыгырдан трудно назвать деревней, скорее всего, это татарский городок! Стоит побывать только в его магазинах – это точно не деревенские магазины, а супермаркеты городского уровня.
Встретили как родственника
Уже около мечети нас встретили как близких родственников прихожане «Трех сподвижников». Оказывается, они хорошо знакомы с работой мечети «Сулейман», Реабилитационного центра незрячих и т.д. Это, конечно, меня обрадовало. В мечеть на полуденный намаз собрались и пожилые, и молодые. Отрадно было слышать напутствия от аксакалов в адрес татарстанского муфтията.
После намаза имам мечети Рифкат абый Крганов (отец муфтия Чувашии и Москвы Альбира Крганова) ознакомил нас с трехэтажным домом Аллаха, который, несомненно, является шедевром татаро-мусульманской архитектуры. Особенно хочется отметить один экспонат, находящийся в мечети, который я сразу узнал. Это исторический минбар мечети Марджани, с которого проповедовал сам Шигабутдин Марджани.
Муфтият маленький, а работа огромная
После намаза руководитель аппарата ДУМ Чувашии Мансур хазрат Хайбуллин ознакомил с муфтиятом, где также находится медресе «Гулистан». В медресе обучаются дети из разных регионов, занимающие первые места по чтению Корана в межрегиональных соревнованиях. Я сразу заметил, что в ДУМ Чувашии каждой работе относятся творчески, работают, отдавая душу без всякого официоза, что является гарантом успеха. Например, хотя здание муфтията маленькое, но здесь проделывается огромная работа, которая заметна во всех направлениях. Республиканская олимпиада по основам ислама в Чувашии проводится на государственном уровне при содействии Духовного управления мусульман и Министерства образования ЧР. Здесь как нигде больше особое значение придается воскресным школам. Именно в этом небольшом муфтияте каждый месяц собираются преподаватели мактабов при мечетях, имамы разных мухтасибатов Республики. Одним словом плодотворно обмениваются опытом.
Сам Мансур хазрат Хайбуллин показал себя духовным и деловым имамом. Он энергичный, идейный с прогрессивным мышлением. Похвала муфтию Альбиру хазрату Крганову – у него есть продуктивно и созидающе работающая команда! Сразу заметно – у них не сельское мышление.
Главная опора татар – ДУМ
До революции Духовное управление мусульман для татар являлась надежной опорой в развитии уммы, культуры и быта. Такую же тенденцию я заметил и в Чувашии. Ставший муфтием в 18 лет, Альбир хазрат Крганов на протяжении 19 лет является духовным лидером мусульман, консолидируя все мечети Республики. Крупные мероприятия, праздники татар проводятся под руководством муфтията, а значимые проекты и программы, включая строительство детских садиков, школ строятся под эгидой муфтия. Конечно, спасибо властям Чувашии и Крганову, что смогли создать диалог между народом и правительством, гарантирующего стабильность в Республике. Также социальную работу муфтията можно поставить в пример. Они помогают пожилым людям, детям разных национальностей.
Когда ходишь по улицам деревень Шыгырдан, Тукай, Урмай на каждом шагу можно встретить магазин с надписью «Халяль», также вызывают радость и девушки в платках, мальчишки в тюбетейках.
Татарская история в новом формате
Деревня Урмай в Чувашии считается культурной столицей татар. Именно здесь под руководством Фарида Гибатдинова проводится межрегиональные фестивали «Урмай моны», «АРТ-мадхия». В этой деревне нас встретил имам-мухтасиб Урмаевского мухтасибата Фанис хазрат Сафиуллин. Мухтасибат находится в мечети «Кара пулат», открытый в 2012 году.
Эта мечеть также является воплощением татарской истории в новом формате. Потому что мечеть является копией «Кара пулата» в Булгарах. Меня очень обрадовало, что мечеть находится в центре села, около детского сада и школы, а не возле кладбища, что присуще некоторым деревням.
Тукай – место начало возрождения татарской махалли
Деревня Тукай оказалась уникальным местом. Здесь началось возрождение системы татарской махалли. Тукай нас встретила, в первую очередь, воротами. Это так символично и приятно! Кстати, ворота стоят практически в каждой татарской деревне Чувашии.
Наш новый друг Агзам хаджи Шакиров – член общественного совета деревни, бизнесмен и патриот своего края. Как он рассказал, в 2007 году был издан указ Верховного муфтия Талгата хазрата Таджуддина о создании общественных советов при мечетях. Именно этот указ посодействовал развитию и возрождению махалли в деревне, где жители решают все вопросы и реализуют социальные проекты вместе. Для этого был создан фонд деревни. Теперь не только в Тукаево, но и в Урмае и Шыгырдане работают деревенские общественные советы, решающие повседневные вопросы села. Интересно, что идеолога системы махалли Илдуса Амирхана тукаевцы считают своим учителем и наставником.
Также уникальным событием является приватизация всех земель, рек и пастбищ деревни в собственность мечети. Теперь земля распределяется мечетью деревни Тукай. С 2012 года тукаевцы начали строить двухэтажное медресе, которое призвано стать центром исламского образования в селе.
Поездка в Чувашию оставила у меня приятные впечатления, так как на наглядном примере я увидел модель традиционной татарской махалли, развивая духовную и социальную составляющую. Отрадно, что там реализуются многие социальные проекты, а их реализация требует всеобщего внимания, ведь без этого нет будущего у ислама. Именно социальная активность гарантирует стабильность в религии, в народе и в стране.
Илдар Баязитов