Сегодня перед российской уммой остро стоит проблема создания реальных и эффективных механизмов адаптации Ислама в условиях современной российской государственности. Без этого решение привлечь большое количество людей к Исламу не представляется возможным.
В настоящее время для многих мусульманских религиозных структур России характерны слабая работа или отсутствие какой-либо реальной, кроме ритуально-обрядовой, деятельности. Закончился этап восстановления мечетей и налаживания обрядовой и начально-образовательной деятельности общин на местах. Сегодня сама жизнь диктует мусульманским активистам, всей умме участвовать в решении социальных проблем общества.. Сегодня перед российской уммой стоят задачи, лежащие в плоскости богословия, идеологии, социальной сферы, культуры и науки.
Одним из перспективных направлений развития Ислама в современной России- это создание современных исламских центров.
Современные исламские центры в России должны способствовать решению социальных проблем, тем самым приносить пользу всем окружающим, своей стране, участвовать в процессах формирования единой российской политической нации.
Для того, чтобы понять подлинную роль мечети в жизни уммы и нормы поведения в ней необходимо обратиться к Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, основал свою мечеть в Медине – это был истинный исламский центр. В его времена мечеть выполняла самые разные функции.
Место для совершения коллективной молитвы
Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была тем местом, где верующие собирались для совершения пятикратной коллективной молитвы. К сожалению, сегодня это – единственная роль, которая сохранилась за мечетями. Вместе с тем, даже и здесь мы находим различие между нынешним и существовавшим в то время положением. Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была открыта для всех: мужчин и женщин, молодежи, детей и стариков, арабов и представителей других народов, чего мы иногда не видим сейчас.
Место общения
Мусульманская община обычно собиралась в мечети. Говорят, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) справлялся об отсутствовавшем на молитве на протяжении одного-двух дней человеке. Если выяснялось, что человек заболел, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) навещал его.
Место да’вата (призыва к Исламу).
Есть несколько достоверных хадисов, доказывающих, что мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была тем местом, куда мог зайти любой человек, интересующийся Исламом, чтобы задать волнующие его вопросы. В те времена не существовало запрета входить в мечеть немусульманину, что, к сожалению, иногда мы наблюдаем сегодня.
Место проведения собраний и обсуждения важных вопросов
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обычно собирал своих сподвижников (да будет доволен ими Аллах) в мечети для обсуждения серьезных вопросов. Именно там принимались наиболее важные решения. Мечети служили также призывными пунктами для солдат мусульманской армии. Оттуда они уходили на войну и туда же возвращались.
Место оказания медицинской помощи
До того, как спустя два столетия у мусульманской цивилизации появились госпитали, мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была тем местом, где оказывали медицинскую помощь раненым на войне и другим пострадавшим.
Место образования
Неграмотные учились читать и писать в мечети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Вся ранняя мусульманская цивилизация смогла получить развитие благодаря знаниям, приобретенным в мечетях.
Единственным разрешенным Исламом, но запрещенным в мечети, видом деятельности является торговля. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал, что мечети не должны использоваться для извлечения материальной выгоды. Во всем же остальном, как показывает пример Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мечеть может и должна быть важным центром жизни и развития мусульманского сообщества.
Для того чтобы нынешние мечети стали преобразовываться в исламские центры необходимо привлекать к работе в мечети молодежь.
"Современная молодежь проявляет пассивность и редко посещает мечети", - сказал Р. Гайнутдин, выступая на IV съезде Всемирного конгресса татар в Казани.
Необходимо, чтобы Исламские истины естественным образом вошли в жизнедеятельность современной молодежи, стали нормой ее проявления. Для этого необходимо занять современное поколение социальными проблемами, решаемыми в мечети. Все это позволит не отделять религию от жизни.
Сегодня настоящие Исламские центры нуждаются в продвижение различных социальных проектов: оказание помощи незащищенным слоям населения, пропаганда здорового образа жизни. Кроме того в мечетях должна вестись отдельная просветительская программа для молодежи. Для того чтобы привлечь большое количество молодежи, семейных пар можно установить игровые площадки для детей, баскетбольные площадки для подростков. Особенно актуально это для мечетей в районных центрах. Можно даже установить волейбольный корт, которым люди будут пользоваться по пятничным или субботним вечерам. Сегодня многие молодые пары нуждаются в семейном консультирование. Для этого в мечети необходимо привлекать семейных психологов, семейных педагогов, детских психологов из местной общины мусульман, которые помогут вам бесплатно дать профессиональную консультацию.
Другая идея – это социальный проект «Служба знакомств для мусульман», а также проведение различных семинаров, лекций, тренингов на исламскую тематику и др.
Также необходимо отметить, что имамы мечети должна отладить обратную связь с прихожанами. Для этого можно установить в мечети ящик с предложениями, темами для проповедей, волнующими вопросами.
В качестве примера зарождающего исламского центра в Казани можно привести мечеть «Сулейман», имам мечети Ильдар Баязитов совместно с президентом Национального Исламского Благотворительного фонда «Ярдэм» Ильгамом Исмагиловым активно привлекает молодежь к благотворительной и просветительской деятельности. При мечети реализуется сразу несколько социальных проектов: учебно-реабилитационный центр для незрячих «Сулейман», служба знакомств для мусульман, центр социальной помощи «Икрам», который оказывает поддержку пенсионерам, многодетным семьям, детям-инвалидам, детям с тяжелыми заболеваниями, ветеранам ВОВ.
Благодаря реализации вышеперечисленных проектов в мечети «Сулейман» собираются большое количество молодых людей, которые общаются на религиозные темы, дисскутируют, тем самым укрепляют между собой дружественные связи.
Такая обстановка способствует формированию нравственных качеств, необходимых для мусульманина.
Сегодня имамы мечетей должны стремиться вовлечь в работу мечетей большое количество молодых людей, потому что они – самая креативная и энергичная часть общины, которая способна исправить ситуацию и превратить мечеть в настоящий Исламский центр. Многие люди хотят ограничить мечеть только местом для молитвы и ничего более. Но это не сунна Пророка (с.а.в.) Знали ли вы, что сахабы занимались борьбой в мечети? К сожалению, люди, для которых культура важнее религии, хотят превратить Ислам в набор ритуалов вместо образа жизни. Но мечети не принадлежат общине, нам мусульман.
Давайте вернемся к пути Пророка (с.а.в.) вместо путей других людей, ИншаАллах. Так что многие из нас хотят изменить что-то, мы хотим Исламский центр, который был у сахабов и у Пророка (с.а.в.). Мусульманам нужны современные Исламские центры
Гульназ Сабитова