В сентябре в Казани прошел очередной фестиваль мусульманского кино, уже шестой по счету. Хотя фестиваль и называется мусульманским, но мусульманская общественность воспринимает его не совсем однозначно. Кто-то приветствует, а есть те, кто называет фестиваль псевдомусульманским, и даже приходилось слышать, как фестиваль называют «мусульманским в кавычках». Я попытался разобраться, чего же все-таки больше в этом фестивале — мусульманского или псевдомусульманского, и заодно поделиться своими впечатлениями.
В предыдущие годы я был на фестивале только зрителем, хотя общался с некоторыми организаторами и даже принимал участие в футбольном матче, проведенном между оргкомитетом фестиваля и командой звезд российских сериалов. В первый сезон кинофорум мне понравился, для меня было очевидным — это именно мусульманский кинофестиваль, вовсе не псевдомусульманский. В этом году я впервые принимал участие в фестивале в качестве журналиста, что позволило мне взглянуть на него немного по-иному. Да, я также проникся теплой атмосферой кинофорума, посмотрел многие фильмы, беседовал с гостями, однако задался вопросом: почему же некоторые мусульмане так пренебрежительно относятся к его проведению?
Стоит начать с того, что в этом году фестиваль потерял свое привычное название «Золотой минбар» и был назван просто Казанским фестивалем мусульманского кино. Это случилось из-за того, что между московскими и казанскими организаторами произошел конфликт, и они не смогли поделить между собой право проведения фестиваля. В итоге московские решили проводить свой фестиваль, а казанские свой. Так как название «Золотой минбар» было юридически закреплено за московскими организаторами, в Казани пришлось проводить «Казанский фестиваль». Организаторы отмечали, что уход от старого названия позволит больше «пропиарить» Казань, а директор «Татаркино» В. Батраков заявил, что однажды Казанский фестиваль начнут путать с Каннским. Однако не удалось полностью уйти от старого названия. Хотя официально фестиваль назывался по-другому, казанцы привычно продолжали называть его «Золотым минбаром». Неоднократно пришлось слышать подобные реплики:
«Ты идешь на минбар?»
«Да, а ты?»
Поэтому во время фестиваля министр культуры РТ Зиля Валеева отметила, что, возможно, на следующий год старое название фестиваля вернется.
Таким образом, в этом году была перспектива проведения сразу двух мусульманских фестивалей — казанского и неказанского. Казанский благополучно прошел, а вот проведение другого, под старым названием «Золотой минбар», видимо, под большим вопросом. Хотя на официальном сайте фестиваля объявлена конкурсная программа кинофорума, но информации о месте и времени его проведения нет.
Начался нынешний фестиваль традиционно с красной дорожки и лимузинов. Вполне естественно видеть звезд российских сериалов, выходящих из лимузинов и проходящих по красной дорожке. Однако видеть мусульманского духовного деятеля выходящим из роскошного лимузина и проходящим под овации по красной дорожке случается нечасто. Возможно, ничего плохого в этом и нет. Кто-то считает, что у мусульман свой особенный, отличный от западного, путь развития. Другие считают, что мусульманам необходима интеграция и перенимание американского образа жизни. И те, и другие правы по-своему. Плохо, когда не туда и не сюда. Вроде бы и от своих корней отошли, но в то же время наши действия кажутся жалким подобием происходящего на Западе. К сожалению, некоторые мероприятия, проводимые мусульманами, подпадают именно под эту категорию.
О самой церемонии открытия. Как принято на таких крупных культурных мероприятиях, с приветственными речами выступили республиканские политики. Впечатление от церемонии открытия немного подпортили довольно откровенно одетые девушки на сцене. Хотя деталь эта совсем незначительная, но, мне кажется, если фестиваль называется мусульманским, то должны соблюдаться и каноны ислама. Именно изза таких мелких деталей складывается отрицательное отношение некоторых мусульман к фестивалю.
Считаю, что одна из главных особенностей фестиваля заключается в том, что он проходит в теплой и уютной атмосфере. Так было и в этом году: искренние улыбки гостей из-за рубежа, полные залы во время сеансов, зрители привычно располагались даже на лестничных проходах. Несомненно, интерес к фестивалю есть, и он растет с каждым годом. Несмотря ни на что, большинство практикующих мусульман относятся к фестивалю очень положительно, об этом можно судить по тому, сколько девушек в платках приходят на сеансы. И радует то, что фестиваль посещают не только мусульмане. Благодаря фестивалю у представителей других вероисповеданий появляется возможность ближе познакомиться с культурой ислама, и в этом заключается несомненный плюс его проведения. И те российские звезды, которых приглашают на фестиваль, пусть и мимолетом, но прикасаются к мусульманской культуре, знакомятся с мусульманами. Многие из них далеки от истинного понимания ислама, и приезжая сюда, они убеждаются, что мусульмане никакие не террористы и не экстремисты, а люди, стремящиеся строить диалог и призывающие к гуманизму. Мне кажется, это служит хорошим пиаром ислама, правда, не знаю, ставят ли организаторы это себе целью.
Участники фестиваля тоже очень тепло отзываются о фестивале. «У мусульман должно быть место, где они могли бы показывать свои фильмы. Это хорошая возможность для режиссеров, продюсеров и всех мусульман собираться вместе», — отмечает председатель отборочной комиссии фестиваля Овидио Салазар. Я не слышал негативных отзывов о фестивале от самих участников. Почти все они едины во мнении, что такой фестиваль должен существовать, и отмечают только положительные моменты о пребывании в Казани.
Поэтому я считаю фестиваль именно мусульманским. И исходя из того, что фестиваль служит пиаром как Казани, так и ислама, к тому же, позволяет мусульманским деятелям киноискусства собираться вместе и показывать свои картины, считаю, такой фестиваль должен существовать и продолжать развиваться.
Истории о моджахедах и о молоканине
Что касается самих фильмов, возможно, в этом году программа фестиваля немного пострадала от конфликта между организаторами. Но все равно были любопытные фильмы как в конкурсной, так и во внеконкурсной программе. В первую очередь стоит отметить, что главный приз кинофорума впервые получил татарстанский фильм — «Бибинур» Юрия Фетинга, а приз за лучшую женскую роль получила исполнительница главной роли в этом фильме Фирдаус Ахтямова, артистка театра им. Г. Камала.
Конечно, все фильмы посмотреть невозможно, но среди просмотренных мной мне хотелось бы выделить несколько картин. Запомнился фильм иранского документалиста Мухаммадреза Аббасиана «Легенда об афганском моджахеде». Фильм показывает разнообразные испытания, выпавшие на долю местных афганских моджахедов, их взаимоотношения с «Талибаном» и «Аль Каедой». Особенность фильма в том, что он позволяет взглянуть на ситуацию в Афганистане со стороны самих афганцев, ведь мы привыкли видеть только пророссийскую или проамериканскую интерпретацию событий в стране. Еще стоит отметить документальный фильм «Посещение дома Бога» О. Салазара. Картина рассказывает о совершении хаджа британцем Мартином Лингсом в 1948 году. Лингс делится своим опытом, рассказывает о переживаниях, связанных с поездкой в святые места. Фильм интересен тем, что в нем использованы архивные видеоматериалы, позволяющие самим зрителям окунуться в ту эпоху.
В рамках форума также прошли дни турецкого кино. Меня очень впечатлил фильм «Не сходи с ума», который отсутствовал в программе кинофестиваля. Во второй половине XIX века ныне турецкий город Карс отошел к России. Российское правительство тогда начало активно заселять его русскими переселенцами, в частности, это были молокане — духовная группа русских христиан. Фильм рассказывает о жизни последнего молоканина в одной из деревень Карской области, о его взаимоотношениях с жителями-турками. Вся деревня с большой любовью и уважением относится к русскому, ласково называя его Мишкой. Хотя он исповедует христианство, жители деревни считают его своим, всячески помогают и поддерживают его. Фильм добрый и позитивный, мне кажется, фильм лучше всего подходит под девиз фестиваля «К диалогу культур через культуру диалога», поэтому советую его посмотреть.
В завершение фестиваля — снова красная дорожка и лимузины. И один из ведущих церемонии закрытия артист Максим Аверин, называющий Татарстан Казахстаном. Будем надеяться, что в следующие годы не будет подобных казусов, а фестиваль снова вызовет повышенный интерес как казанцев, так и мусульман всего мира.
Искандер НАБИУЛЛИН