В течение двух месяцев российские средства массовой информации муссировали тему о строительстве мечети в Текстильщиках в Москве. Сегодня же поставлена жирная точка в данном вопросе. Итог — мечети нет. Проблема нехватки мечетей в столице существует не первый год, однако особое внимание общественности этот вопрос привлек недавно, когда на юго-востоке столицы решили построить мечеть на 3000 молящихся и медресе — мусульманское учебное заведение.
Однако планы строительства вызвали жесткое сопротивление со стороны местных жителей. Инициативные граждане организовали движение против строительства мечети, назвали его «Мой двор», собрали тысячи подписей против возведения мусульманского храма и даже создали в интернете сайт «Мечети нет» mecheti.net.
При этом никого не беспокоила критика со стороны обиженной исламской общественности, которая видела в действиях жителей Текстильщиков признаки исламофобии.
Тем временем коренные мусульмане ждут от нового мэра прежде всего строительства новых культовых сооружений. Председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль не верит, что в ближайшее время мусульмане столицы получат долгожданные мечети. По его мнению, вскоре начнется активизация деятельности националистических организаций, межэтнических столкновений, общей напряженности в обществе.
Многие мусульмане задаются вопросом, если не в Текстильщиках, то где же строить мечеть? Складывается такое впечатление, что вопрос о строительстве мусульманского храма решают инициативные группы с сомнительными лидерами, увлекающимися национальными идеями, размышляет сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла хазрат Аширов.
Где гарантия того, что лидеры данной группы не перекинутся в другой район и не станут агитировать местных жителей против строительства мечети? В таком случае ни в одном районе не удастся решить вопрос со строительством. Но тогда молодежь будет уходить в подвалы, на квартиры, объединяться в сомнительные группы, под воздействие сомнительных имамов.
Применительно к российскому исламу можно без преувеличения сказать, что миграция из Центральной Азии и Кавказа в регионы Центральной России, Урала, Сибири и Дальнего Востока значительно его обогатила, сделав общины мечетей полиэтническими, а жизнь коренных жителей более разнообразной.
В нашем случае понять несложно, против кого выступают москвичи, так как мусульмане-«коренные москвичи» имеют весьма успешный уровень интегрированности в российское общество. Следует подчеркнуть, что в столице, где невозможно абсолютное соответствие обрядов шариатским нормам, коренные мусульмане приспособились к местным условиям таким образом, чтобы максимально уложиться в рамки религиозных канонов. Но это опять-таки вопрос времени, так как «притирки» отнимают много времени и сил.
Антологию происходящего процесса понять и разбирать очень сложно. Ответить на вопрос, почему люди так агрессивны, очень трудно, почти невозможно. Может быть, дело не в строительстве мечети вовсе? Поскольку коренные жители настроены агрессивно по отношению к любым мигрантам, независимо от того, мусульмане они или нет.
«Мы стали агрессивны и нетерпимы, потому что находимся в глубочайшем кризисе. Население чувствует себя крайне неуверенно после перестройки 90-х. И тут вдруг приезжают чужаки и достигают успеха! Это вызывает сильнейшую зависть и раздражение со стороны основного населения, которое считает, что русские — как этническое большинство — должны находиться в привилегированном положении, а мигранты не имеют права составлять им конкуренцию», — считает Лев Гудков, социолог, заведующий отделом социально-политических исследований Левада-центра.
Мигрант мигранту рознь
Похоже на то, что мусульманский вопрос, захлестнув Европу, добрался до Москвы. С одной стороны, горожане хотят парки вместо минаретов, а с другой стороны, мусульманам нужны мечети.
В последнее время в мире отношение к исламу становится все менее терпимым. В условиях глобализации и усиления миграционных потоков проблемы новых граждан-мусульман становятся не только сугубо этническими, но и общегосударственными. В данном случае одни только имамы и муфтии не справятся с толпами приезжих, не смогут контролировать и прививать им «кодекс москвича». Конечно, лучшая профилактика конфликтов и недопонимания — открытый диалог.
«Миграционная ситуация в России приобретает чрезвычайно острый характер. Острота проблем, связанных с миграционными потоками, во многом связана с отсутствием должной политики на рынке труда, несовершенством миграционных законов и практики приема иностранных трудовых мигрантов, хлынувших на территорию России в 90-х гг. ушедшего столетия», — пишет Л.Д. Ерохина, кандидат социологических наук.
Каждый, кто легально находится на территории страны, может рассчитывать на вполне достаточную для жизни социальную помощь; обязательного посещения детских садов и даже школ фактически не существует. Кроме того, в отличие от таких стран, как Австралия или Канада, мы не проводим такую миграционную политику, ключевым элементом которой является строгий отбор тех, кто хочет стать гражданином страны.
Даже в тех европейских странах, которые славятся своей толерантностью, все чаще звучат мысли о том, что мусульмане плохо интегрируются в традиционные общества. Почему так происходит? Если учитывать тот факт, что к нам приезжают мигранты из тех стран, где уровень образованности мусульман оставляет желать лучшего, то картинка становится более или менее ясной.
Поэтому здесь нужно применить тонкие методы дипломатии и учитывать интересы каждой стороны. Взаимоуважение должно быть основополагающим фактором в процессе интеграции приезжих мусульман.
Поскольку мы заговорили о взаимоуважении, то в соответствии с предписаниями ислама в гостях принято уважительно относиться к хозяевам и их образу жизни.
Многих в день праздника Курбан байрам поразило вот что: после выхода из мечети с молитвы молодые крепкие ребята штурмовали турникеты метро: дежурным на станциях оставалось только смотреть на сотни безбилетников. Говорят, работники метро были просто в шоке. Это не значит, что все мусульмане-мигранты — воры, насильники и так далее.
К примеру, сегодня, по данным исследователей, выходцы из стран Центральной Азии составляют почти 7% от общего числа руководителей духовных и казыятских управлений мусульман, действующих в российских регионах. Эти люди отличаются высокой религиозной образованностью и пользуются заслуженным уважением местных мусульман.
Поэтому стоит задаться вопросом, существуют ли у мигрантов стимулы для того, чтобы учить язык, искать себе работу, заботиться об образовании для своих детей?
С другой стороны, как же заниматься просвещением мусульман-мигрантов, когда центральные каналы не находят 30 секунд эфира для речи муфтия, призывающего к правде и порядку? Поэтому некоторые религиозные лидеры начали призывать к созданию религиозных групп, организовывать молитвенные помещения помимо мечетей.
Духовные управления мусульман России, мечети, медресе сегодня должны быть своего рода центрами по работе с мусульманами-иммигрантами, помогать им в процессе интеграции, сообща работать с городскими структурами. Нужно выработать программу социально-культурной адаптации, правового образования, линию защиты, обучения и трудоустройства иммигрантов. Нужно грамотно адаптировать мигрантов в российское общество. Как будут разворачиваться события, покажет лишь время.
Сайда БАРУДИ