Сегодня одной из самых обсуждаемых тем рунета стало стало подписание Патриархом Московским и всея Руси Кириллом обращения за полный запрет абортов на территории России. На профилактику абортов РПЦ направит 38 млн рублей. Под петицией за запрет абортов поставили подписи более 300 тысяч человек. Позицию Патриарха, в частности, поддержали Верховный муфтий России Талгат Таджуддин и детский омбудсмен Анна Кузнецова
Отношение Православной Церкви, да и всех религий к этому вопросу во все времена было незыблемо: аборт – это детоубийство, которое не может ни при каких условиях найти оправдание. При этом аборты по медицинским показаниям даже не обсуждались. Однако сегодня снова эта тема стала предметом ожесточенных споров, хотя здесь спорить даже не о чем, по большому счету. Как обычно, общественные мнения разделились на два лагеря: за и против. Собственно, чего же ожидали сторонники абортирования? Что патриарх вдруг ни с того ни сего объявит об одобрении убийства живых, пусть еще и не рожденных детей? Если бы такое случилось, то это означало бы одобрение убийства других людей тоже. А это уже из области фантастики, господа.
Верховный муфтий России, глава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Талгат Таджуддин поддерживает патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Об этом сам Талгат Таджуддин заявил во вторник РИА «Новости».
«Мы тоже так же считаем. Это убийство детей, я об этом же в праздничной проповеди на Курбан-байрам говорил»,
– приводит издание слова Талгата Таджуддина. Верховный муфтий ответил на вопрос о готовности подписать подобное обращение так: «Да, без сомнения. Это по-божески».
При этом Верховный муфтий уточнил, что в исламе допускается прерывание беременности «только по медицинским показателям» – если существует угроза жизни, здоровью женщины, во всех остальных случаях речь идет, по его словам, «об убийстве ребенка».
Талгат Таджуддин. Источник фотографии: islam.ru
Сбором подписей занимаются Общероссийское общественное движения «За жизнь» и движение «Православные добровольцы». За запрет абортов высказалась и уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова, однако с уточнением, что в этом вопросе нужен системный подход.
Платить или не платить за аборты
В пресс-службе РПЦ позже сказали, что речь идет о выводе абортов из системы ОМС. Однако обращение, которое подписал патриарх, призывает именно к запрету абортов. Немного запутались в терминах не только первые духовные лица разных конфессий, но и сторонники двух противоположных мнений. Так все-таки речь идет о полном запрете абортов или выводе из системы ОМС?
Вот этот момент довольно интересен: выходит, все-таки снова поднялась волна мнений с целью вывода сей процедуры из-под системы ОМС? И как интересно совпала истерия по этому поводу с законопроектом Елены Мизулиной о запрете на эксплуатацию в России бэби-боксов, поддержанным правительством. Бэби-бокс – это специально оборудованное место для анонимного отказа от ребенка и передачи его на попечительство государственным службам. Напомним, что бэби-боксы еще называют «окна жизни». По мнению Мизулиной, поощрение к отказу от детей не избавляет матерей от жизненных трудностей, но только усугубляет ситуацию, порождая «отдаленные негативные последствия». Не кажется ли вам, что столь туманная аргументация в пользу запрета «окон жизни» говорит только о том, что существует определенное лобби в отношении «детских» вопросов, которые сейчас потрясают наше общество?
При всем при этом Мизулина раскритиковала запрет абортов. По мнению парламентария, подобная мера не решит проблему. Точнее, одного только запрета недостаточно, указала она, передает novostimira24.ru. Подобными запретами ничего не добиться, уверена она и привела данные статистики: только по официальной информации, ежегодно российские женщины делают до миллиона абортов, неофициально же – куда больше. «Справиться с этим невозможно, просто взяв и запретив», – цитирует Мизулину РИА «Новости». Так что разобраться с этой сложной ситуацией одним только запретом нельзя, отметила сенатор.
Елена Мизулина. Источник фотографии: dosug.md
Кстати, Мизулина вполне конкретно определила свою позицию в отношении вопроса о запрете абортов: она против них, но за то, чтобы вывести операции по прерыванию беременности из ОМС. При этом она отметила, что аборты порождают негативные процессы в обществе. У женщины, решившейся на такой шаг, считает Мизулина, и у ее родственников “всю жизнь растет чувство вины”, которое, по ее мнению, порождает агрессию, что является довольно спорным утверждением.
По словам Анны Кузнецовой, весь цивилизованный мир выступает не первый год против абортов. Она отметила, что в России успешно работает система консультаций для беременных женщин, которая уже позволила отговорить от абортов 67 тысяч женщин. Эта работа, указала Кузнецова, требует усиления.
В этом согласны с ней многие, в том числе общественные деятели. Маловероятно, что запреты будут иметь какой-либо вес. Вероятнее всего, операции по прерыванию беременности переместятся в сферу «черного рынка», где результат не может быть гарантирован с точки зрения сохранения здоровья женщины. Тем более невозможно решить проблему путем запрета в среде несовершеннолетних и малоимущих граждан. Многие эксперты высказывают мнение о том, что подобный закон может спровоцировать ухудшение ситуации в отношении здоровья женщин, а в случае подпольных операций и даже в отношении смертности среди молодых женщин. Не говоря уже о том, что криминализация сферы также прогнозируется многими.
Профилактика лучше
Главный раввин России Берл Лазар выступил против запрета абортов в России.
Берл Лазар. Источник фотографии: goldteam.su
По его словам, нынешняя ситуация с абортами неприемлема, однако одними запретами эту проблему не решить, поскольку «если что-то людям не позволяется, а они не понимают, почему – у них возникнет соблазн обойти запрет» или вовсе «сделать назло».
При этом Берл Лазар указал на необходимость проведения общенациональной воспитательной кампании, в которой важную роль должны сыграть «верующие люди, наши традиционные религии».
«Никакие родители, даже если у них самое тяжелое материальное положение, ни за что не согласятся убить одного из своих детей! Если они поймут, что плод – это такой же их ребенок, они сами себе запретят делать аборт. И проблема будет решена»,
– подчеркнул главный раввин России, слова которого приводит его пресс-служба.
Легче предупредить, чем лечить – этот постулат как нельзя более подходит к описываемой ситуации. В Совете Федерации критически оценили жест патриарха и уверены, что церковь должна заниматься вопросами духовными, а не законодательством. Так, советник полномочного представителя Совета Федерации по взаимодействию с уполномоченным по правам человека в РФ и уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Борис Лордкипанидзе сообщил РИА «Новости» во вторник, что церковь должна заниматься душами людей, а не законодательством.
«Пускай церковь занимается душами людей, а не законодательством. Хуже нет, когда в светском государстве церковь пытается заниматься не душевным оздоровлением нашего общества, а законодательной составляющей. Для этого есть совершенно другие люди»,
– сказал Лордкипанидзе.
Лордкипанидзе высказал вполне здравую мысль о том, что церковь должна приложить «усилия в формировании личности с самого детства, чтобы женщина понимала, что такое материнство, чтобы женщина понимала, что такое целомудрие». Вот что даст результат в виде отказа женщин от абортов не в результате запрета, а в результате работы церкви.
Предложения по вводу пособий для матерей, равных прожиточному минимуму, он назвал «популистской» идеей с учетом экономического положения страны. По его мнению, это финансово невыполнимо в современных условиях. Да и к тому же, сумма экономии в случае вывода абортов из-под системы ОМС в 5 млрд рублей вряд ли будет ощутимой при таком решении. Кстати, по поводу такого пятимиллиардного прогноза эксперты единодушны – эта сумма будет покрыта теми же обращениями женщин по поводу лечения осложнений в результате некачественно проведенных операций по прерыванию беременности. Так стоит ли овчинка выделки?
Борис Лордкипанидзе. Источник фотографии: athenaeum.ru
Об этом напоминает и Лордкипанидзе:
«Часть женщин пойдут на криминальный аборт, и тем самым подставят свое репродуктивное здоровье под руки бабок-повитух и людей, которые не обладают полноценным медицинским образованием, полноценным знанием женского организма… какой-то процент лишится репродуктивной функции как таковой».
Аборты в других странах: справка
Аборты легальны в подавляющем большинстве стран, однако условия, при которых они разрешены, везде разные. Согласно докладу ООН 2013 года, практически во всех странах (около 98%) аборты разрешены, если это необходимо для спасения жизни женщины.
Законы без подобных исключений приняты на Мальте, в Никарагуа, Доминиканской республике и Республике Эль-Сальвадор.
В Ирландии аборты для спасения жизни были разрешены в 2013 году.
Источник фотографии: baltionline.md
В почти 70% стран разрешены аборты для сохранения физического и психического здоровья женщины. Аборты после изнасилований разрешены в приблизительно 60% стран, и более 30% стран разрешают аборты по социальным или экономическим причинам (плохие финансовые условия, инвалидность и т. п.).
По данным ООН, в 30% стран, среди которых и Россия, для аборта достаточно желания женщины. Аборт можно сделать бесплатно в первые 12 недель беременности по желанию женщины, в последующие 16 недель прервать беременность можно по специальным показаниям.
Лилия Цимбалистова