В прошедшую пятницу произошло радостное для многих мусульман не только Казани, но и Татарстана, событие. Вновь открыла свои двери знаковая для Республики мечеть – мечеть «Кул Шариф».
Уже много месяцев в стенах «Кул Шарифа» длился ремонт. Поэтому общественность с нетерпением ждала того момента, когда все работы закончатся и мечеть снова станет доступной, ведь многие мусульмане города привыкли на жомга-намаз приходить именно в мечеть, расположенную в Казанском кремле. Также как и туристы, посещающие столицу Татарстана, обязательным пунктом ставят осмотр главной мечети Казани.
Стоит отметить, что «Кул Шариф» это единственная мечеть, расположенная в историческом центре столицы за пределами Татарской слободы, поэтому для мусульман этой части города мечеть «Кул Шариф» удобна и в плане своего расположения.
Как стало известно, представителем ДУМ РТ в мечети «Кул Шариф» стал казанский проповедник Ильфар Хасанов, который уже многие годы работает в мечети «Марджани». Кстати, именно «Марджани» как старейшая каменная мечеть Казани всегда считалась Соборной мечетью города. Так сложилось исторически. Однако с 2005 года мечеть «Кул Шариф» стала главным мусульманским символом Татарстана и Казани, поэтому возобновление ее работы стоит только приветствовать.
Однако, остается открытым вопрос: какая мечеть в Казани является соборной? «Марджани» или «Кул Шариф»? «Марджани» это старейшая мечеть, которая исторически носила статус Соборной. Кроме того, именно в ней располагается Казанский мухтасибат. «Кул Шариф» же крупнейшая мечеть столицы и является мусульманским символом города.
Само расположение мечети «Кул Шариф» в самом сердце столицы Татарстана – Казанском кремле – по соседству с другим важнейшим религиозным памятником – Благовещенским собором – стало визитной карточкой, демонстрирующей толерантность и мирное сосуществование двух крупнейших конфессий Республики. Печальные события лета 2012 года, когда вокруг мечети «Кул Шариф» возникали скандалы, больше не должны повториться, так как это негативно сказывается на имидже Татарстана и вообще мусульман нашего региона.
Более того, «Кул Шариф» на новом ветке развития мусульманского сообщества Татарстана может стать примером того, каким образом должны развиваться и работать мечети Республики. Поскольку в «Кул Шарифе» располагается музей «Исламской культуры», поэтому эта мечеть должна стать центром просвещения и распространения научного взгляда на историю и современное состояние ислама у татар. Ведь, как известно, мечеть это не только место поклонения, но и центр общественной жизни народа, поэтому и мечеть «Кул Шариф» может стать примером тому. Если главная мечеть Казани станет и центром просвещения и социально полезной работы, то это будет очень символично, поскольку ознаменует собой те положительные изменения, которых так ждут мусульмане Татарстана.
Данис ГАРАЕВ