Эксперты назвали имена двух узбекских чиновников, которые могут занять место 78-летнего Ислама Каримова, скончавшегося от инсульта 29 августа
По данным издания Фергана.ру, хотя никаких официальных подтверждений этому не имеется ни от властей Узбекистана, ни от родственников президента Каримова.
О том, кто может стать преемником Каримова, эксперты выдвигали разные версии давно. Обычно звучали имена двоих функционеров команды Каримова: премьер-министра Шавката Мирзияева и вице-премьера Рустама Азимова. Согласно Конституции должность президента в экстренных случаях переходит к председателю сената, которым является Нигматилла Юлдашев.
Исследование Международного института политической экспертизы (МИПЭ) содержит упоминание о таких возможных преемниках, как члены семьи президента, силовики (среди которых особо выделяется глава СНБ Рустам Иноятов) и региональные кланы.
Но здесь случилось неожиданное – Рустам Азимов был взят под арест, передает regnum.ru. Арестовали вице-премьера Узбекистана в день смерти президента. На сайте издания сообщается, что причины ареста пока неизвестны. Еще более любопытна реакция Ташкента на эту информацию: ее опровергают. В приемной первого вице-премьера «Интерфаксу» сообщили, что Азимов находится на своем рабочем месте.
Не связана ли информация об аресте Азимова с тем, что его прочили в преемники Каримова? Может быть, таким образом силовики пытаются избавиться от конкурентов? ИА «Инфо-Ислам» уже писало о том, что руководитель НСБ Рустем Иноятов давно негласно манипулировал президентом Каримовым, пользуясь его безграничным доверием. В результате этого Каримов получал только ту информацию в свое распоряжение, которую Иноятов считал нужным ему «выдать». Надо отметить, что главный чекист страны обладает практически неограниченной властью в Узбекистане. Считается, что под его контролем находится почти вся узбекская номенклатура, а сам он влияет на принятие всех важных решений на государственном уровне. Нынешнего главу МВД – Адхама Ахмедбаева – также называют креатурой Иноятова. Кроме того, структуры СНБ контролируют не только ведомства, но также коммерческие банки и предприятия. И это еще не все: в состав СНБ входит даже собственная «армия». В состав «армии» входят 5000 членов бригады специального назначения (или бригады быстрого реагирования), пограничные войска, включая Термезскую речную флотилию, отряд спецназа «Ц» и отряд спецназа «ОК Ташкент».
Фото: Pang Xinglei / Xinhua / Globallookpress.com
А теперь вернемся к основному вопросу – почему аппарат президента и администрация вице-премьера придерживают информацию о реальных событиях, отрицая и смерть Каримова, и арест Азимова? До сих пор не получено официальное подтверждение этой информации. Мы считаем, что умалчивание происходит только с одной целью – сдерживать как можно дольше реакцию кланов в Узбекистане из-за опасений волнений и разборок внутри системы. Возможно, информация об аресте Азимова была вбросом с целью защитить его как возможного преемника. В случае подтверждения этой информации станет понятно, что эти действия предприняли силовики с целью избавления от конкурента на пост президента. На это вполне могла пойти креатура Иноятова для того, чтобы гарантировать Шавкату Мирзияеву кресло президента Узбекистана.
Общеизвестно, что отношения Иноятова и Мирзияева начались еще в бытность Мирзияева хокимом Мирзо-Улугбекского района г. Ташкента. С тех пор они всячески поддерживают друг друга. Возможно, сейчас наступил момент самой главной поддержки.
Шавкату Мирзияеву 59 лет
Фото: Виталий Белоусов/ТАСС
Он был губернатором Джизакской и Самаркандской областей. Уроженец Джизакской области. С 2003 года он находится на посту премьер-министра. Мирзияев всегда характеризовался как удобный для президента чиновник, готовый выполнить его любое указание.
«Это плюс для назначения преемником, так как он продолжит политику нынешнего президента и, скорее всего, соблюдет договоренности с его семьей. Но это большой минус, если операция не пройдет гладко и борьба за власть между кланами выльется в открытое противостояние»,
– еще в 2013 году говорилось в докладе «Инвестиционный потенциал Узбекистана» МИПЭ (Международный институт политической экспертизы – прим. ред.).
Приближенность к семье президента, хорошие отношения с главой Службы национальной безопасности Рустамом Иноятовым, отличный опыт управления – премьер, дважды губернатор – все это дает ему больше шансов стать президентом, чем другим официальным претендентам на кресло Каримова.
Здесь отметим факт закрытости власти, именно по этой причине и нет никаких явных признаков лидирования того или иного претендента на кресло Каримова. Однако косвенным подтверждением может быть то, что известие о болезни Ислама Каримова было подписано кабинетом министров, а не, например, МИДом. Будем держать в голове эту информацию и пойдем дальше.
Рустаму Азимову 57 лет
Фото: Алексей Даничев/РИА Новости
Вице-премьер Рустам Азимов, сын известного узбекского ученого-физика Садыка Азимова, тесно связан с элитными группами ташкентского клана, согласно исследованию МИПЭ. Он долгое время работал на постах председателя Национального банка внешнеэкономической деятельности и министра финансов.
Родился бывший министр финансов и экономики в столице республики, окончил Ташкентский университет и магистратуру Оксфордского университета. Является высококвалифицированным специалистом в области финансов и экономики. По некоторым данным, Азимов помог Гульнаре Каримовой сохранить значительные денежные средства. У действующего заместителя премьера есть также связи в руководстве силовых структур.
Другие претенденты на кресло Каримова
Отсутствие четкой системы преемственности в Узбекистане вызывает опасения давно. Узбекистанские кланы конкурируют между собой практически во всем. Каримов контролировал три крупнейших: ташкентский, самаркандский и ферганский. В результате очень вероятно, что сейчас смерть президента вызовет войну между кланами.
В правительстве существовала дискуссия о возможном переходе к парламентской системе вследствие понимания такой опасности. При реализации такой системы преемником Каримова выступил бы не один политик, а несколько. Но сегодня ситуация сложилась таким образом, что возможность перехода к другой системе не успела реализоваться.
Поэтому сейчас можно порассуждать о том, кто же еще может претендовать на кресло Каримова. Взять хотя бы детей президента. Дочь Каримова Гульнара вряд ли сменит отца на его посту, по простой причине – последние два года информации о ней практически не было. Более того, с 2012 года она является фигуранткой коррупционных расследований в десяти странах мира, в том числе в родном Узбекистане. Осенью 2013 года агентство печати Узбекистана закрыло несколько телеканалов и радиостанций, принадлежащих Каримовой, а счета медиахолдинга Terra Group были заморожены в связи с расследованием возможных финансовых нарушений. Последняя публичная информация о Каримовой появлялась в прессе в сентябре 2014 г.
Младшая дочь Ислама Каримова – Лола Каримова-Тилляева – также в списке претендентов на кресло отца. СМИ упорно выдвигают версию «известного узбекского политолога Усмана Хакназарова» о назначении Каримовым в 2015 году Лолу следующим правителем. Якобы глава Узбекистана обратился с речью к государственным мужам, пообещав, что все останутся на своих постах и сохранят свои привилегии. Но некоторые издания все-таки сообщили, что «крупный эксперт Усман Хакназаров» должен оказаться коллективом авторов, работающим по заданию. Да и представить себе женщину на посту президента консервативного Узбекистана довольно трудно.
«В целом необходимо отметить, что в узбекском обществе, в котором большую роль играют консервативные и религиозные ценности, назначение женщины на первую позицию в государстве само по себе является вызовом», – говорится в докладе.
Поэтому, вероятнее всего, эти два варианта преемника – дочери Каримова – не жизнеспособны.
В результате остается ждать развития событий и наблюдать за фаворитами, представляющими два основных клана. В этом и сила, и слабость кандидатов на кресло Каримова – сильная клановая аффилиация Мирзияева с джизакцами, у Азимова – с бухаро-самаркандцами. В случае приобретения власти очевидно ожидать, что каждый кандидат встретит серьезное сопротивление других кланов, особенно ферганцев. А в случае объединения ферганцев с кем-то из оставшихся кланов большой тройки вся ситуация может легко и просто выйти из-под контроля
Лилия Цимбалистова