В жизни почти каждой пары наступает момент, когда у них оказывается достаточно свободного времени, чтобы, наконец, начать обсуждать животрепещущие темы: кто идет за хлебом на ночь глядя, ехать в выходные на дачу к его маме или к ее, покупать ему носки или ей шубу? Тогда и возникает пресловутое «кто в семье главный?».
Народная молва, основываясь на многовековых наблюдениях, говорит: верный признак главенства у того, чей второй палец на ноге длиннее первого.
Если вы откусили больший, чем ваша половина, кусок от пирога, поднесенного свекром и свекровью, вам не миновать участи главного в доме. Первым переступили порог, возвращаясь из ЗАГСа или с венчания, — то же самое. Прежде чем переступить порог, вам еще надо наступить на положенную там тарелку. И желательно так, чтобы она разбилась. По распространенному суждению, кто больше зарабатывает — тот и рулит. Чьи родители активнее помогают молодому семейному бюджету, тот и командир. Все это, конечно же, ложные предрассудки и стереотипы.
Кто является главой семьи – один из самых болезненных социальных вопросов современного общества, находит свое простое и гениальное разрешение в Исламе. Когда Пророка (мир ему) спросили: кто из людей обладает наибольшим правом на женщину, он ответил: «Ее муж». «А кто же обладает наибольшим правом на мужчину?», - спросили Пророка (мир ему). Он ответил: «Его мать». Да, именно муж в силу своего природного предназначения, физического превосходства является главой семьи. Но в то же время предпочтение оказывается и женщине, матери человеческого рода.
«Разумеется, глава семьи, с точки зрения Ислама, – это не деспотичный правитель или самодур, а мудрый попечитель, опытный капитан, искусно лавирующий между подводными рифами и направляющий семейный корабль в безопасную гавань. А потому золотым куполом семейных взаимоотношений в мусульманской семье является повиновение мужу. В хадисе Пророка (мир ему) говорится: «Самая лучшая из женщин – это та, которая радует тебя, если на нее глянешь, повинуется тебе, если ей повелеваешь, и сохраняет себя и твое имущество, когда ты отсутствуешь».
Подчиняясь мужу, она подчиняется Аллаху, исполняет пророческие наказы, ожидает райского воздаяния. Пророка Мухаммад (мир ему) говорит: «Если женщина совершала свою пятикратную молитву, соблюдала свой пост (в месяц Рамадан), хранила свое целомудрие и повиновалась мужу, ей будет сказано: «Войди в Рай, чрез какие врата возжелаешь!»
Подчинение «капитану» и точное выполнение его приказов – гарантия того, что семейный корабль не сядет на мель, не пойдет ко дну. Но и муж, как истинный командир, должен чувствовать свою громадную ответственность перед подчинеными. Как говорил Хемингуэй: «Жену теряешь так же, как свой батальон: из-за ошибки в расчетах, приказа, который не выполним, и немыслимо тяжких условий…». В то же время слепое повиновение в общем смысле, и мужу в частности, порицается шариатом. «Нет повиновения человеку в ослушании Творцу», - провозглашает Ислам. Основополагающий принцип государственного правления «шура» («совет») соблюдается и в семье, мини-модели исламского государства. «С согласия меж ними и совета…» (2;233).
Аллах создал мужчину и из него же сделал ему пару и распределил между ними права и обязанности, согласно которым они должны жить.
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих» (Коран. 4:1)
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (Коран. 4:34)
Всевышний по Своему знанию поставил мужчину на более высокую ступень потому что на него возложены более глобальные задачи, чем на женщину. Он должен больше усердствовать в благом и в удержании людей от скверного.
Одна из главных обязанностей, возложенных на мужчину – это обязанность правильного руководства своей семьей, не дать ей сбиться с прямого пути покорности Аллаху. За это он несет ответственность, а значит, будет спрошен. К сожалению, если мужчины начинают чувствовать себя глупыми детьми, которые всё делают неправильно, это ведёт к тому, что такие «дети» либо разочаровываются в себе или агрессивно восстают. Жёнам, которые видят в своих мужьях только неудачников, необходимо помнить, как трудно нести на себе ответственность лидера и как легко сделать что-либо неверно.
Для того, чтобы пара смогла принимать решения с правильным отношением, советуясь друг с другом, жена должна ‘прикрывать недостатки’, слабости и ошибки мужа, и делать всё для того чтобы поддерживать уверенность в нём, а не наоборот. Проявление верности и доверия, поможет ему утвердиться и поверить в себя, что он улучшает свои способности и движется к успеху. Прежде всего, хороший муж мусульманин должен быть для неё лучшим другом, а не врагом.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем, присматривающим за домом своего мужа и его детьми. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству».
Чтобы наилучшим образом руководить своей семьей мужчина должен пользоваться у нее любовью, уважением и авторитетом.
Но что мы видим сегодня?
Все чаще женщины становятся главами семей. Они решают, в каком направлении всем двигаться. А дети стали выходить из под контроля и перестают слушаться своих отцов!
А как же быть иначе, если в наше время мужчина перестал пользоваться любовью и авторитетом у своих домочадцев?!
Все это является следствием отхода мужчин от прямого пути Шариата! Чему от него может научиться семья, которая видит, как он обманывает, или ворует, или берет взятки, или же совершает другие грехи?
Мы все должны изменить ситуацию. Но эти изменения не произойдут сами собой. Эти перемены должны начаться в нас самих. «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Коран. 13:11)
Нам всем надо искренне раскаяться в совершенных грехах и вернуться к тем обязанностям, которые были возложены на нас Всевышним. Мужчина вновь должен стать пастырем своей семьи, ведя ее по прямому пути Шариата и защищая от мук ада. Мужчина должен заново завоевать любовь, уважение и авторитет в своей семье. Этого величия можно достичь только лишь посредством Ислама. Как сказал Умар ибн аль-Хаттаб: «Мы – народ, который Аллах возвеличил через Ислам, и если мы будем искать величие в чем-то другом, то будем унижены Аллахом».
Абдрахман ХАБИБУЛЛИН