Общероссийское
информационное агентство мусульман
23
Суббота
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Когда незрячие особенно нуждаются в помощи, и как им помочь

Дата: 04.05.2012 Версия для печати
Когда незрячие особенно нуждаются в помощи, и как им помочь

Из чего складывается ваше первое впечатление о человеке, с которым вы только что познакомились?

Наверняка, вы обращаете внимание не только на его слова, но и на внешний вид, манеру поведения, мимику, жесты и др. Психологами установлено, что эти невербальные элементы, большинство из которых воспринимается визуально, составляют 60 – 70% межличностных коммуникаций.

Именно такой доли информации о собеседнике лишается незрячий человек в процессе общения. Более того, это отражается и на его внешнем поведении – из-за отсутствия обратной связи мимика и жестикуляция незрячих часто бывают обедненными и даже неадекватными, что может затруднять их восприятие окружающими.

Не поддавайтесь первому впечатлению, если вдруг ваш незрячий партнер по общению выглядит немного странно. Просто он мог никогда воочию не наблюдать за общением людей: не видел, какие жесты они используют, как двигаются и во что они одеты. Не заостряйте внимание на внешних характеристиках, и тогда, возможно, вы поймете, что общаетесь с интересным человеком, у которого есть свои увлечения, семья и работа.

Все же некоторые невербальные элементы используются незрячими в качестве источника информации о собеседнике. К ним относятся голосовые и речевые характеристики, такие как громкость, темп, интонации и др. Например, эмоциональное состояние партнера незрячие обычно оценивают по голосу. По признанию многих незрячих, звучание голоса и речевые манеры также создают первое эмоциональное впечатление о человеке. Кроме того, на слух воспринимаются походка и общий стиль движений человека.

Вопреки распространенному мнению в социальной практике незрячих для получения информации о внешности окружающих неприемлемо осязательное восприятие. Так, в повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко, изображая сцену, в которой Петрусь ощупывает лицо Эвелины, описал нехарактерный случай. Слепые, даже дети, не ощупывают лица окружающих.

Обычно в общении большую роль играет зрительное взаимодействие. Взгляд на партнера мы часто используем в качестве сигнала готовности к общению, а зрительный контакт помогает поддерживать обратную связь. Отсутствие возможности использовать коммуникативное значение взгляда серьезно осложняет общение слепых с посторонними людьми, особенно установление первоначального контакта. Известны случаи, когда собеседник не мог сосредоточиться и вести разговор с незрячим человеком из-за отсутствия с ним зрительного контакта.

Чтобы не возникало подобных ситуаций и общение с незрячими не казалось вам неловким, хочется предложить некоторые рекомендации, которые, на наш взгляд, могут помочь лучше представить проблемы и возможности инвалидов по зрению и облегчить общение с ними.

Во взаимоотношениях зрячего и слепого нельзя брать за исходный момент слепоту. Здесь действует, прежде всего, комплекс общечеловеческих качеств: характер, эрудиция, внешность, а затем уже учитывается физический дефект. Если судьба столкнет Вас с незрячим человеком, знайте, что это такой же человек, как и Вы, что он живет в одном мире с Вами с теми же чувствами, мыслями, заботами.

Не стоит делать преждевременных выводов (ни положительных, ни отрицательных) о личностных качествах слепого человека на основании предыдущего опыта общения с другими слепыми, ведь незрячие люди отличаются друг от друга ничуть не меньше чем зрячие.

Общаясь с незрячими, не показывайте жалости, не спешите высказать свое соболезнование, сентиментальное сочувствие. Ведите себя ровно, спокойно, проявляйте необходимую требовательность, но вместе с тем и заботу.

При разговоре с незрячим не избирайте посредником его сопровождающего или родственников, а обращайтесь непосредственно к нему.

Не забывайте, что незрячий человек не видит обращенных к нему взглядов и жестов. Поэтому, желая начать разговор с незрячим, ему необходимо дать понять (словами или легким прикосновением), что Вы обращаетесь именно к нему, обращенного к собеседнику взгляда в данном случае недостаточно (разумеется, речь не идет об очевидных ситуациях, например, когда вы находитесь в помещении только вдвоем с незрячим).

Поскольку многие слова и выражения, связанные со зрением, часто употребляются в значительно более широком смысле (например, “увидим” часто обозначает “Узнаем” и т.п.), незрячие так же активно используют их. В разговоре со слепыми пользуйтесь обычной (традиционной для зрячих) лексикой, не стоит говорить “пощупайте” или “потрогайте” вместо “посмотрите”.

Помните, что слепота для многих незрячих является болезненной темой, многие из них не любят рассказывать о ее причинах, своих переживаниях по этому поводу и т.п. Поэтому постарайтесь не проявлять излишнего любопытства, а если все же решили расспросить незрячего о его слепоте, делайте это тактично и будьте готовы к его отказу от обсуждения этой темы.

Зрячим в присутствии слепого нужно избегать объяснений друг с другом только с помощью мимики и жестов. Незрячий замечает это и чувствует себя исключенным из общения.

В шумном помещении не отходите от незрячего, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что Вы отошли, и продолжать говорить в пустое пространство. А затем, обнаружив, что Вас нет, почувствует себя неловко. И соответственно предупреждайте, когда возвращаетесь, иначе незрячий будет думать, что Вы еще отсутствуете.

Если оставляете незрячего одного в каком-либо помещении при включенном свете, не принимайте решения сами, узнайте у незрячего, оставить свет включенным или выключить его.

При встрече со слепым не гадайте и не спрашивайте его, узнает ли он Вас, лучше после приветствия сразу представиться.

Незрячим легче ориентироваться в знакомом помещении и находить необходимые предметы, если вещи находятся на отведенных им местах. Незрячий не имеет возможности быстро получить общую картину помещения, как это делают зрячие, окидывая комнату взглядом. Поэтому, чтобы обнаружить какой-либо переставленный с привычного места предмет, ему придется последовательно обследовать помещение.

Помните, что специфичные трудности испытывают не только совершенно слепые, но и слабовидящие – люди, имеющие глубокие нарушения зрения, но не утратившие его полностью. Поэтому не удивляйтесь (а тем более не обижайтесь), если мимо, не поздоровавшись с Вами, прошел Ваш слабовидящий знакомый. Даже, если он посмотрел в Вашу сторону, совершенно не означает, что он Вас узнал.

Ориентировку в пространстве и самостоятельное передвижение незрячих серьезно осложняют сильный ветер и осадки, нерасчищенный снег, громкие и продолжительные звуки (работа двигателей, играющие дети и т.д.). Поэтому, если Вы видите незрячего, идущего в одном с Вами направлении, предложите свою помощь. Также для незрячего особенно важна помощь при переходе через дорогу.

Зрячему сначала следует спросить незрячего, нужна ли его помощь и, получив положительный ответ, помочь. Если Ваше любезное предложение будет отклонено, не сердитесь, не раздражайтесь и помните, что есть незрячие, которые чужой помощи предпочитают самостоятельность.

Не следует голосом на расстоянии “регулировать” движения незрячего. Если это неизбежно и слепому грозит опасность, следует не только ясно и точно сказать незрячему, что надо сделать, но и проинформировать его о причине (например, остановитесь, впереди яма).

Если Вы сопровождаете незрячего, спросите, с какой стороны ему удобнее идти. Предпочтения у разных людей могут быть различными, однако общие правила рекомендуют, чтобы сопровождающий шел справа, то есть по той стороне, где встречается больше препятствий (зеленые насаждения, столбы, ларьки и т.п.).

При передвижении незрячий слегка берет сопровождающего под руку и идет, отставая на полшага. В таком положении незрячий по Вашим движениям может получать информацию о характере дороги (подъемах, спусках и т.п.). Однако о сложных препятствиях (крутой лестнице, луже, которую надо перешагнуть и т.п.) лучше специально предупредить. Когда не сопровождаемый держится за Вашу руку, а, наоборот, Вы берете его под руку, в процессе передвижения возникает неудобное для незрячего положение, в котором он должен идти чуть-чуть впереди Вас, а Вы непроизвольно его подталкиваете.

Перед спуском или подъемом по лестнице спросите незрячего, как ему удобнее идти под руку или держась за перила.

Когда идете со слепым и несете чемодан, портфель и т.п., по возможности не несите их в той руке, за которую он держится (иначе ноша будет бить его по ногам).

Не оставляйте незрячего одного на проезжей части улицы, на открытом крыльце или в дверях, проведите его в безопасное место.

По возможности информируйте незрячих об изменениях в окружающей среде (перестановках мебели, дорожных работах, перекрытии движения по улице и т.д.

Если Вы заметили незрячего человека на остановке, предложите ему свою помощь. Когда подойдет нужный транспорт, достаточно довести слепого до двери и при возможности указать поручень, положив на него его руку. Дальше незрячий справится сам. Если Вы по каким-либо причинам не можете продолжать ждать (например, Вам нужно уехать на подошедшем транспорте), обязательно проинформируйте об этом незрячего, иначе он будет продолжать ждать Вашей помощи. При этом не стоит испытывать неловкости.

При выходе из транспортного средства не пытаетесь поддержать слепого сзади, лучше выйдите первым и подайте руку.

В общественных местах или в транспорте не пытайтесь во что бы то ни стало усадить незрячего, прежде спросите, желает ли он этого. Чтобы помочь незрячему сесть, надо показать ему, где находится сидение. Для этого достаточно положить руку слепого на спинку стула или сиденья.

Обслуживая инвалида по зрению за столом, не давайте ему столовые приборы в руки, не кладите их в его тарелку, просто сообщите незрячему, где находятся столовые принадлежности. Он после этого все найдет сам.

Надо всегда информировать незрячего, что из еды находится на столе, чтобы он мог выбрать по своему вкусу.

Если знакомите незрячего с каким-либо предметом, не водите с силой его руками по поверхности, а слегка направьте руку на предмет, дайте незрячему самому его потрогать.

При этом Вы можете заострить внимание незрячего на интересных с Вашей точки зрения деталях.

Помочь незрячим людям, это благое дело. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Рай станет обязателен тому, кто поможет пройти слепому человеку сорок шагов».

Гульназ Сабитова


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1483

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф