В Казани прошла III Международная выставка-ярмарка KAZANHALAL - 2012. От предыдущих ее отличали две составные вещи: число участников и посетителей.
Дегустация на славу
Так уж случилось, что в субботу 19 мая в Казани начали работать две выставки, привлекшие к себе внимание со стороны мусульманского сообщества. Одна проходила на Казанской ярмарке и предлагала дегустацию халяльных колбас и мучных изделий, другую устроили в Ледовом дворце индийцы, товар которых очень сильно привлекает местных мусульманок. Но, тем не менее, в этом году можно смело сказать, что выставка-ярмарка KAZANHALAL удалась на славу. Об этом свидетельствует ее посещаемость. Только в воскресенье, по официальным данным, пришли около 3 тысяч человек. Производители просто не успевали обслуживать клиентов: у многих продукция для продажи закончилась на второй день ярмарки, что доселе еще не было в истории проведения этой выставки. Как сообщили представители Казанского мясокомбината, если бы они знали, что так будет, то они бы заготовили больше продукции для продажи. У них она кончилась практически к вечеру первого дня.
Свою продукцию из мяса птицы на выставки впервые представил агрохолдинг «Акашево», она, кстати, оказалась намного вкуснее, чем, к примеру, у Торгового Дома «Пестречинка». Об этом свидетельствовали столпотворение народа у ее выставочного экспонента и мнение посетителей. Многие производители, просто, выставляли свою продукцию на обозрение и дегустацию. Нельзя было купить продукцию агрохолдинга «Акашево», компаний «Продукт Спб» и «Сафа». Кстати, компания «Сафа» не раз обещала открыть свой фирменный магазин в Казани, но почему-то этого не происходит уже какой год. Так что казанцы, пробуют и знакомятся с ее продукцией от выставки к выставке.
Что касается книжных выставочных экспонентов, то на высоте был издательский дом «Харун Яхъя». Книги турецкого автора Аднана Октара, как всегда, привлекали своими красочными иллюстрациями.
Как отметили сами организаторы, в этом году участие на выставке-ярмарке приняли порядка 80 компаний с различных регионов России.
Выяснение отношений
Если на выставке-ярмарке самое приятное было дегустация, то форум, который состоялся в ее рамках, не принес удовлетворения от спикеров. Правда, выступление врача эндокринолога-нутрициолога Рината Галимова о проблемах питания современного человека, стоила внимания и была интересной. В остальном, выступления спикеров не были яркими и содержательными. А представители сертифицирующих органов, вообще начали выяснять отношения, кто есть кто. Этим отличилось руководство Международного Центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России (СМР). В адрес новоявленной организации Центра по исследованиям и информации Исламской палаты в мире «Халяль» посыпались различные обвинения, в частности, что ее руководство неправомерно использует известный логотип знака «Халяль» Совета муфтиев России. В этой дискуссии, где-то затерялся еще один сертифицирующий орган – Комитет по стандарту «Халяль» ЦРО-ДУМ РТ, который и является основным конкурентом по сертификации Международному Центру стандартизации и сертификации «Халяль» СМР.
Видимо, с появлением еще одного игрока на рынке сертификации халяльных продуктов и услуг, да еще и поддерживаемого конкурирующими с Советом муфтиев России Централизованными религиозными организациями, Международный Центр стандартизации и сертификации «Халяль» не хочет упускать свое лидерство. Кстати, обвиняя Центр по исследованиям и информации Исламской палаты в мире «Халяль», что они используют их отличительный знак, они не привели никаких доказательств, что он принадлежит именно им, к примеру – патент. Но, вот если вдруг, этот знак запатентован за Центром по исследованиям и информации Исламской палаты в мире «Халяль», то здесь нет места обвинениям в неправомерном использовании. Наверное, стоит быть аккуратней.
Что касается Центра по исследованиям и информации Исламской палаты в мире «Халяль», то он выдал свое свидетельство только одному предприятию – агрохолдингу «Акашево», и то, только для того, чтобы вывести его халяльную продукцию на экспорт. Но зато он активно подписывает соглашения о сотрудничестве с ведущими международными организациями и помогает Централизованным религиозным организациям открывать Комитеты по стандарту «Халяль». Список же организаций с кем у них подписаны соглашения о сотрудничестве, размещенный на сайте этой организации, действительно впечатляет: чего только стоит подписанное соглашение с Арабской организацией промышленного развития и горнодобывающей промышленности (AIDMO). Неужели стоит переживать из-за этого и все свое выступление посвящать конкурентам, когда за твоими плечами сертифицированы все крупные игроки российской Халяль-индустрии? Вопрос, как говорится, остается открытым. Но потребители и производители должны знать одну истину – в России сертификация «Халяль»-продукции носит сугубо добровольный характер. И никто не вправе указывать производителю стоит ли ему наносить надпись «Халяль» на этикетки. Тут лишь вопрос чести и достоинства. Единственный, кто может предъявить какие-то претензии, так это тот, за кем это слово запатентовано.
Культурно-развлекательная программа
Но помимо форума и дегустаций, Международная выставка-ярмарка KAZANHALAL, на радость посетителям, представила и широкую культурно-развлекательную программу. Показ мусульманской моды порадовал посетителей так же, как и дегустация халяльной продукции. Люди, слушали и мусульманские песнопения, где отличились известная группа «Райан» и Ильяс Халиков. Еще привлекли к себе внимания организованные мастер-классы по «Резьбе шкатулок», «Витражной росписи», «Вышивки тюбетейки» и «Изготовлению керамических изделий. В течение всех дней работы выставки гости смогли познакомиться с искусством росписи тела хной – Мехенди, и украсить себя подобным образом. Мусульманки охотно разукрашивали свои руки.
Подытоживая, отмечу, что все-таки, третья выставка удалась, и здесь необходимо оценить высокую работу организаторов. Да и место было подобрано удачно. А погода словно благоволила придти на выставку.
Ахмад Халиков