Еще совсем недавно мы думали, что Казань – это мусульманская столица России, мы гордились тем, что мусульмане спокойно и легко чувствовали себя здесь, мы невольно называли ее Маленькой татарской Меккой.
Но что произошло? Это ужасное слово теракт…не верится. Как такое могло случиться в самом гостеприимном городе Татарстана, где дружат сотни наций, где добрососедствуют сразу несколько религий, где, казалось бы, нет места таким зверским поступкам.
Сегодня ситуация в Казани для мусульман предстает в крайне плачевном состоянии. Мирные люди напуганы: толпы невиновных людей закрывают в изоляторах, допрашивают, просто потому что они исповедают ислам. Страдают очень многие семьи: жены, дети остаются без своих кормильцев. И все это происходит в Священный месяц Рамадан. Все чего-то боятся, просто так, ничего не сделав, ничего не сказав, боятся, потому, что они – мусульмане. И никто не знает, что ждет их завтра и наступит ли оно вообще. Пообщавшись с некоторыми мусульманами, я узнала, что многие собираются до затишья уехать за границу. Как сказала одна мусульманка: «Мы невиноваты в этом теракте, но уже невольно начинаем чувствовать свою вину, потому, что подозрения падают на всех мусульман». Я собрала несколько комментариев мусульманок, которые изъявили желание выразиться.
Алия: «С одной стороны – все кричат о провокации, с другой, что это финансовый дележ. Ситуация сегодня совсем не радует, а порой даже напрягает. Конечно, определенные рамки контроля религии для России нужны, я это понимаю, но правильного контроля за развитием ислама нет. Есть только жесткие ограничения – но это, отнюдь, не контроль. Вряд ли, массовые задержания пойдут на пользу, они, скорее всего, только озлобят людей, а реальные нарушители уйдут с горизонта».
Сабина: «Я считаю, что нужно проявлять терпение и самое главное, не искать виновных среди мусульман, избегать фитны. Сейчас все грехи сваливают на мусульман, сомневаюсь, что найдут истинно виновных, а посадят невиновного человека. Все это провокация, которая имеет свои определенные цели».
Зайнаб: «В течение 13 лет правления прошлого муфтия мы жили дружно, была стабильность и спокойствие. После его смены все началось. Не знаю, в чем причина, но мусульмане-то точно не поменялись за год. Сейчас мы даже боимся слова лишнего сказать. Я, конечно, не жила в 30-е годы репрессий Сталина, но уже начинаю понимать рассказы наших дедушек и бабушек, что это такое. Печально, никогда не думала, что так будет в Татарстане, тем более в наше время».
Рукия: «Моего знакомого задержали, хотя, он придерживался традиционного ислама и не в какие течения радикальные никогда не вступал. Продержали в изоляторе временного содержания двое суток, допрашивали, потом отпустили. Правда, обращались, говорит хорошо, очень вежливо. Даже применяли обращение слова «господин». Но все равно, не радует, когда задерживают невиновных мирных жителей».
Диана: «Мы с мужем через два дня уезжаем к родственникам за границу. Пробудем там, пока ситуация до конца не разрешится. И хотя, мы ничего не совершали и не к каким радикальным течениям не относимся, но все же страшно оставаться в Казани сегодня. Кто знает, не придут ли завтра за моим мужем? Хочется верить, что правительство найдет выход из этой ситуации, и мы опять заживем мирно, как это было еще несколько месяцев назад».
Диния Гельмутдинова