Прозвучавшее 23 марта 2009 года на заседании в Казанской мэрии мнение руководителя отдела по развитию языков и взаимодействию с общественными организациями Ирека Арсланова, что Казань стала мусульманским центром, произвело резонанс в мусульманской медийной среде России.
Еще больший резонанс произвела регистрация администрацией Казани товарного знака «Третья столица», так как об этом писали и говорили ведущие российские электронные СМИ, ТВ, пресса, на несколько дней эта новость стала одной из самых обсуждаемых в блогосфере нашей страны.
На мой взгляд, символично, что эти две новости появились в информационном поле страны с разницей всего лишь в неделю, поскольку любые разговоры о Казани как третьей столице России (или третьем по значимости городе), без упоминания того, что это мусульманский центр, будут лишены во многом ключевого основания – идеологического.
Говоря о Казани как третьей столице России, власти города приводят различные доводы, акцентируя внимание на динамике развития городской инфраструктуры и экономических показателях. Действительно, за последние годы Казань в этом отношении вышла на передовые позиции, которые позволили ей стать одним из наиболее вероятных претендентов на статус третьего по значимости города России. Однако следует учитывать, что здесь у столицы Татарстана есть конкуренты. И речь в данном случае вовсе не о Нижнем Новгороде, который также собирался зарегистрировать товарный знак «Третья столица России». Опасная близость с Москвой, которая высасывает из этого города человеческие ресурсы, сослужила ему плохую службу, да и экономические показатели Татарстана и Нижегородской области не сопоставимы (для примера, ВВП поволжской республики почти в 2 раза больше ВВП Нижегородской области).
Помимо Казани претендовать на статус третьего по значимости в России города («столицы») могут, на мой взгляд, Екатеринбург и Новосибирск. Экономические показатели развития, численность, культурная и научная значимость этих городов также велики, как и у столицы Татарстана. В связи с этим возникает вопрос: каким может быть решающий фактор в утверждении Казани как третьего по значимости города России?
Как я уже отметил, здесь можно назвать идеологические и даже, если позволите, геополитические основания. Это касается определения Казани как мусульманской, восточной столицы, как евразийского центра России.
Видимо понимая это, власти города и республики прилагают серьезные усилия в утверждении центральной роли Казани в этой сфере. Только в прошлом году в столице Татарстана проходили такие крупные мероприятия как международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар», совместная выставка Лувра и Эрмитажа «Исламское искусство: от Китая до Европы», Международная инвестиционная конференция Исламского банка развития, I Международный семинар “Исламские банки – банкинг и страхование”, Международная конференция Академии наук исламского мира “Наука и технология за устойчивое развитие в исламском мире”.
Отдавая должное безусловной значимости и необходимости перечисленных мероприятий, зададимся вопросом: достаточно ли их, чтобы закрепить за Казанью статус мусульманского центра? Ответ скорее отрицательный. Конечно, без проведения международных конференций, фестивалей, конкурсов, бизнес-форумов добиться международного признания невозможно, однако это только половина от необходимого. Ведь «столица» это не только официозные мероприятия и крупные форумы, «столица» это скорее та жизнь, которая проходит в городе в перерывах между ними. Эта та рутина, та каждодневная работа, которая совершается людьми, это, прежде всего среда, рождающая что-то новое. На этом остановимся подробнее.
Татарстан имеет значительное число мусульманского населения, богатые исторические традиции ислама и развитую исламскую инфраструктуру. На данный момент в республике проживает 2 миллиона татарского населения, с учетом других мусульманских народов, мы имеем более 2 миллионов так называемых этнических мусульман. Здесь функционирует 11 профессиональных религиозных учебных заведений, три из которых располагаются в Казани (это «Мухаммадия», «им. 1000-летия принятия ислама», «Казанский исламский колледж»). От этого еще более удивительно ощущение некоторой пассивности, которая присутствует в этой среде, особенно если учесть, что большая часть татарстанской уммы это молодежь. А ведь у нас множество интересных, высокообразованных, мыслящих мусульман, которые могут позволить себе больше писать, публиковаться, пытаться реализовывать амбициозные планы, выступать с интересными предложениями, высказывать какие-то замечания, организовывать различные мероприятия и т.д., то есть должна идти низовая работа со стороны обычных мусульман.
В чем же причина этой пассивности? На мой взгляд, ответ примерно такой: да, потенциал велик, но каналов для реализации этого потенциала пока недостаточно. Речь в данном случае идет о слабой исламской издательской и информационной политике. Собственно это главное, на мой взгляд, направление работы, которое необходимо активизировать. Притом активизировать как можно скорее иначе будет уже поздно.
В отчете за 2008 года Управления по делам религии при КМ Татарстана отмечено, что в Татарстане функционирует 10 мусульманских сайтов. Если учесть, сколько в Татарстане мусульман, то надо признать, что 10 сайтов ничтожно малое число (тем более для региона, претендующего на роль столицы)! А сколько из этих сайтов более или менее известны и посещаемы за пределами республики? Лучше такими вопросами не задаваться… Особенно если сравнить, сколько мусульманских интернет-порталов существует в той же Москве. Если в сфере развитии халяль-индустрии, образовательной деятельности, организации ежегодного хаджа, продвижении исламской финансовой системы, благотворительных и культурных акций Татарстан вышел на федеральный уровень, то в сфере развития СМИ и издательской деятельности мы пока отстаем.
Имея такой большой интеллектуальный потенциал, столица Татарстана уже давно должна была монополизировать эту сферу в России. Однако сейчас ей приходится конкурировать в первую очередь с Москвой и, частично, с Нижним Новгородом.
Только в этом году в Казани (буквально на днях) появилось свое мусульманское информационное агентство (на страницах, которого, Вы, уважаемые читатели, и находитесь), большинство мусульманских газет, которые издаются в Казани, к сожалению, еще малоизвестны за пределами Татарстана, самые популярные в России издательства находятся в Москве. В этом направлении Казани еще надо много работать (и эта работа, Слава Аллаху, ведется). А чтобы стать первыми в медиа-сфере, необходимо идти дальше: думать о своем радио и, возможно, телевидении.
Еще одним важным шагом, на мой взгляд, является работа с так называемыми светскими СМИ. Вполне нормальным было бы, если бы некоторые республиканские газеты, являясь официально светскими, имели про-исламский характер.
Развитие этой сферы во многом должно предопределить и активизацию мусульманской интеллектуальной деятельности. И эта активизация может происходить не только по линии теологических работ, но и в направлении так называемой светской науки. В татарстанском научном сообществе до сих пор силен позитивистсктий взгляд на место науки в обществе, как некоторой абсолютной величине, которая свысока, отстраненно подходит к изучению общества, культуры. Претензия на некоторую отстраненность, объективность приводит к тому, что исследователи оказываются социально безучастны к реальной жизни общества, не чувствительны и поверхностны. Переосмысление роли западной социальной науки, которая уже давно произошло во многих странах, привело к появлению постколониальных исследований, которые развенчивают стереотипы, сложившиеся в мировой академической среде о мусульманском мире и ее культуре. В этом отношении Казань также могла бы стать лидером в России.
Пока наиболее серьезную конкуренцию Казани в претензии на исламское лидерство, на мой взгляд, оказывают Москва, Грозный, Уфа и, возможно, Нижний Новгород. При всех достоинствах вышеперечисленных городов, надо признать, что ни один из них не может стать интегрирующим центром российского мусульманского мира. Москва и Нижний Новгород это города с доминирующим русско-православным большинством. Если в Москве ресурсы у мусульманского сообщества еще имеются, то в Нижнем Новгороде, где татар всего порядка 50 тысяч их значительно меньше.
Активизировавшаяся в последние годы столица Чечни, в связи с открытием новой мечети «Сердце Чечни», созданием своего Исламского университета и последними предложениями Рамзана Кадырова по учреждению в России должность единого муфтия и разрешению многоженства, также стала претендовать на лидирующие позиции. Однако стать российским центром Грозный вряд ли сможет. Связанно это как с событиями недавнего прошлого, которые привели к подрыву экономики региона и всей религиозной образовательной системы, так и историческим расколом между условно «кавказской» и татаро-башкирской уммой страны, которая, как не печально, пока еще имеет место быть.
Уфа, традиционно конкурирующая с Казанью в самых различных областях, также вряд ли может претендовать на безусловно лидирующую позицию. Несмотря на то, что в Уфе располагается Центральное Духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ), ее влияние на мусульман России минимально. Само ЦДУМ и возглавляющий его Талгат Таджуддин в последние годы сильно сдали свои позиции (например, его влияние в Казани сведено почти к нулю). Если учесть, что в самой Уфе параллельно существует Духовное управление мусульман Республики Башкортостан, то стоит констатировать отсутствия единства у мусульман этого региона, что также плохо способствует выдвижению Уфы на лидирующие позиции.
Таким образом, только Казань имеет все объективные предпосылки для того, чтобы стать мусульманским центром России. И это не просто честь, но и большая ответственность.
Актуализация центральной роли Казани в мусульманском пространстве России, повторим, особенно важна в контексте претензий столицы Татарстана на роль «третьей столицы». Чем периферия отличается от столицы? Любой социолог города, урбанист ответит, что одна из характеристик периферии заключается в том, что она старается копировать столицу, быть ее уменьшенной копией (тут сразу вспоминается дореволюционное «Казань-городок – Москвы уголок»), заимствовать все нововведения, которые там появляются. Одним словом поклонятся перед центром, признавать его ведущую роль. Настоящая же столица, центр, это город который развивается в соответствии со своими внутренними предпосылками, вырабатывая свой неповторимый стиль, настоящий центр он эгоцентричен, особенный, своеобразный.
Город со столичным статусом должен не только потреблять культурные (и не только) продукты, но и производить их. Если Казань действительно собирается стать признанным центром, то тогда она должна стать неповторимой, оригинальной, ни на кого не похожей. Ни Казань должна находиться под влиянием других культурных центров, а другие города должны стремиться копировать Казань, ориентируясь на нее как признанный центр. Чем выгодно отличается Казань от других российских столиц – Москвы от Петербурга? От других крупных российских городов, таких как Новосибирск и Екатеринбург? В первую очередь, своим особым культурно-историческим контекстом, связанным с нахождением на стыке двух цивилизаций. Наше историческое прошлое, исламский, восточный потенциал татарской столицы может стать тем решающим ресурсом, той плодородной почвой, на которой можно взрастить свой казанский стиль (и мы, следует отметить, его уже начинаем видеть).
Утверждение Казани как исламской столицы России, как альтернативного центра страны, в конце концов, может привлечь сюда еще больше туристов, исследователей. Тем более не надо объяснять, что этот статус может сделать Казань той платформой на основе которой Россия сможет налаживать свои отношения с арабскими и другими мусульманскими странами. Собственно это уже происходит…
Конечно, Екатеринбург и Новосибирск тоже географически находятся на стыке Европы и Азии, но по своему населению, по доминирующей повседневной культуре это больше русские города. Россия же многонациональна и очень символично, если третьим по значимости городом России (а может и просто альтернативным центром?) станет мусульманская Казань. Все-таки не будем забывать, что формирование России как многонационального государства началось именно с присоединения Казанского ханства.
Данис Гараев