Феномен исключительно быстрого роста мирового мусульманства вызывает особый интерес ученых
Еще в эпоху Багдадского халифата (750-1258 гг.) в пределах исламского ареала насчитывалось более 30, максимум 50 млн. человек, что составляло немногим более одной десятой мирового населения (11-13 %). В последующие два века мировое мусульманство понесло крупные демографические потери, вызванные набегами и разрушениями кочевников-монголов и наследников их власти в Иране и Средней Азии, а также тяжелыми эпидемиями бубонной чумы и холеры. Существенное влияние оказал также сдвиг торговых путей с суши на море и упадок земледельческой культуры при господстве степняков-кочевников.
Доля мусульман в составе общемирового населения понизилась, но не слишком значительно, так как одновременно сократилась, согласно большинству оценок, и общая численность мирового населения, в частности европейского, испытавшего в середине ХIV в. ужасы «черной смерти» (население земли на 1200 г. оценивалось в 360-450 млн., а на 1400 г. - в 350-374 млн.).
Новый исламский подъем связан с возвышением Османского бейлика (государства тюрок-сельджуков в Малой Азии) и расширением границ их империи в XV-ХVI веках.
Османская империя распространила свою власть на значительную часть юго-восточной Европы, северной и северо-восточной Африки, западной и юго-западной Азии. Численность жителей в ее пределах на пике господства в 1500-1700 гг. определяют в 20-30 млн. человек. При этом весь исламский мир был, разумеется, шире Османской империи. К нему относились шиитский Иран, Афганистан и Средняя Азия с общей численностью мусульман в их пределах порядка 10-15 млн. человек, а также Могольская Индия, где мусульмане составляли около пятой части общего населения, следовательно, приблизительно 25-30 млн. человек Ислам распространился к тому времени на значительной части островной и полуостровной Юго-Восточной Азии и там проживало, по всей видимости, около 10-15 млн. мусульман. Наконец, в Африке за пределами Османской империи насчитывалось, вероятно, еще не менее 20-25 млн. мусульман. Таким образом, численность мусульман в мире в течение 200 лет варьировала, медленно повышаясь, в пределах 85-115 млн. человек. Их удельный вес в мире колебался от 12-19%.
Отступление исламского мира под натиском европейского в ХVIII-ХIХ веках было повсеместным, а численность мусульман росла медленнее, чем в мире в целом. Во многом то было следствием кризиса, который испытала традиционная экономика в пустынных, степных и гористых ареалах расселения мусульман. Сказался также завершившийся перенос основных путей мировой торговли с суши на океан и утрата арабскими купцами былых позиций в торговой системе Индийского океана.
По данным переписи, проведенной во время вторжения войск Наполеона в Египет, там насчитывалось всего 2.5 млн. человек. По скорректированным оценкам, население «страны Нила» в 1800 г. равнялось 3.5-4 млн., в когда-то многонаселенном Ираке (Месопотамии) проживало от 1 до 1.5 млн. человек, на Аравийском полуострове - не более 5, в Иране - 6 млн., в Турции (Анатолии) - 9 млн., а во всей Османской империи - 24 млн. человек.
На протяжении ХIХ в. в исламском ареале наблюдался неровный, но в целом нарастающий экономический и демографический рост. Предпосылки для него создало подключение Северной Африки, Ближнего Востока и южных районов Азии к более развитой европейской системе, расширение торговли между Европой и Азией. Если в середине ХIХ века число мусульман в мире, вероятно, лишь несколько превышало 100 млн. человек, то в начале ХХ столетия оно было уже в два раз больше (при среднегодовых темпах прироста около 0.7%). На исламский мир, согласно наиболее распространенным оценкам, в 1900 г. приходилась примерно девятая часть человечества (11-13%), или 180-210 млн. человек. Мусульманский мир в первой половине ХХ века продолжал испытывать давление со стороны более развитых государств Европы. В результате Первой мировой войны распалась его главная опора и многовековой символ - Османская империя.
На ее месте возникло национальное турецкое государство (в 1923 г. в Турции отменили султанат, а в следующем году - халифат). В соседней Персии на смену империи Каджаров пришла новая монархия Пехлеви, ориентирующаяся на глубокие исторические корни (с этим связано официальное переименование страны в 1927 г. в Иран).
Распад Османской империи позволил арабам активизировать борьбу за обретение национального суверенитета и добиться значительных успехов на этом пути уже в период между мировыми войнами.
Среди мусульман Индии на этом историческом этапе боролись две тенденции - в поддержку общеиндийского национализма и за создание отдельного государства для мусульман. Сторонники национализма на базе религиозной идентичности смогли в итоге расколоть страну и создать Пакистан, первую в истории исламскую республику. Это произошло уже после окончания Второй мировой войны.
На Ближнем Востоке в первые послевоенные годы завершается формирование системы арабских государств. К востоку от него, помимо Пакистана, независимость обретает мусульманская Индонезия, а с некоторым временным лагом - Малайзия. Большое число независимых мусульманских государств появляется в Тропической Африке.
Темпы роста населения в исламском ареале в первой половине ХХ века все еще едва превышали мировые (1.1 против 0.9%) По ориентировочным оценкам, численность мусульман в мире составляла в 1950 г. 330-350 млн. человек, или 13-14 % мирового населения - ненамного больше, чем в начале века.
Во второй половине прошлого столетия в мире происходит демографический взрыв за счет стремительного роста населения в менее развитых регионах, к числу которых относится исламский. К концу века численность мусульман оценивается по разному, но средними значениями можно считать 1.2-1.4 млрд. человек. Таким образом, численность приверженцев Аллаха за 50 лет увеличилась примерно в четыре раза, при среднегодовых темпах прироста равных 2.6%. Доля мусульман в мировом населении возросла округленно в два раза до 20-23%. Если в середине столетия каждый шестой-седьмой житель планеты (из 2.5 млрд.) принадлежал по факту рождения и вере к последователям пророка Мухаммеда, то через пять десятилетий к ним принадлежал уже каждый четвертый-пятый из населяющих землю 6 млрд. человек.
Современная демографическая история охватывает период после окончания Второй мировой войны.
Исламские страны (т.е. такие, где большинство населения - мусульмане) демонстрировали на первом этапе быстрые темпы прироста народонаселения, однако этот факт не привлекал к себе внимание на фоне послевоенного бэби-бума в США, менее выраженного, но сходного процесса в европейских государствах, а также стабильных темпов увеличения численности населения в СССР. Кроме того, мусульманские страны не выделялись из общего «клина» развивающихся государств, для которых после Второй мировой войны была характерной исключительно высокая демографическая динамика. Что - снижением смертности под влиянием прогресса в медицине и здравоохранении (введением препаратов пенициллиновой группы, использованием порошка ДДТ для борьбы с малярией, применением вакцин против заразных заболеваний и т.п.), и сохранением высокой рождаемости.
К 1974 году выяснилось, что абсолютные темпы прироста достигли максимума в 1962-1963 гг. после чего началось их плавное падение. Вместе с тем, абсолютный прирост населения мира продолжал нарастать, увеличившись с 60-70 млн. в начале 1960-х годов до почти 90 млн. человек в конце 1980-х годов.
Рекомендации ООН по планированию семьи одобрялись практически всеми государствами, в том числе такими демографическими гигантами, как Китай и Индия, а также многими мусульманскими - в частности, Ираном и Пакистаном.
Но волна исламизации, поднявшаяся в конце 1970-х годов, внесла коррективы в эти тенденции. Режим имама Хомейни в Иране проводил в 1980-х годах, во время кровопролитной войны с Ираком, открыто пронаталистскую политику. В результате рождаемость там вышла на исключительно высокий уровень, а среднегодовые темпы прироста населения в 1987/88 г. достигли 3.9%.
Власти соседнего с Ираном исламского Пакистана по существу отказались от мер по поощрению ограничения рождаемости. Похожим образом поступили многие другие режимы в мусульманских странах.
И теперь главную роль в демографии с исламским уклоном играет духовенство. Заинтересованное в сохранении традиционного сознания масс, неизменности семейно-бытовых установлений, прежде всего обычаев раннего и всеобщего замужества, в том числе выхода замуж вдов, традиций большой патриархальной семьи, малой грамотности и узкого кругозора женщин.
Исламские страны сегодня среди лидеров демографического роста. Но нужно согласиться с тем, что каких-то особых исламских моделей регулирования рождаемости и отношения к репродуктивному поведению нет, а потому базовая причина ускоренного роста состоит скорее всего в особом характере исламского микрообщества с его гендерной иерархией, т.е. подчиненным положением женщины в семье и более широком кровно-родственном сообществе.
Ислам санкционирует полигамию, облегчает для мужчин процедуру развода и закрепляет за отцом преимущественное право на воспитание детей после него.
К этому надо добавить ориентированность на всемерное расширение исламской культурно-религиозной среды. Она проявляется в обычае мусульман брать в жены немусульманок с обязательным принятием ими ислама как условия выхода замуж и воспитание детей от таких браков в мусульманской вере.
Согласно обзору ООН мировых демографических перспектив 2006 г., величина мирового населения на 2000 г. оценена в 6 124 млн. человек, что выше (на 64 млн.) предшествующей оценки 2004 г. Более быстрым, как предполагается, будет и рост мирового народонаселения в течение всей первой половины ХХ1 столетия. К 2050 г. по среднему варианту прогноза численность жителей на земле достигнет 9.2 млрд. а не 8.9 млрд. человек, как демографы ООН полагали ранее.
Основная масса нового пополнения людей придется на менее развитые регионы и самые бедные страны. Здесь народу прибывает в шесть раз больше, чем в развитых государствах. Это приведет, с одной стороны, к почти неизменной величине жителей (в основном за счет иммиграционного эффекта) в 30 экономически развитых государствах, включая Россию (на них ныне приходится 1.2 млрд. человек), а с другой, к разрастанию демографических масштабов прочих стран с 5 до 8 млрд. человек.
В связи с тем, что ни одна мусульманская страна в соответствии с трактовкой, принятой в ООН, не относится к развитому региону ,будущее выглядит не очень радужным.
По прогнозам, которые кажутся сейчас почти невероятными, численность населения только в Бангладеш в середине века превысит 250 млн. человек, что означает повышение средней плотности до примерно 2 тыс. человек на 1 кв. км.
Удельный вес мусульман на планете к 2025 г. вырастет до 23% (по сравнению с 20% в начале прогнозного периода), христиан сократится до 30% (с 33%), а их соотношение изменится с 37:63 на 43:57.
Численность мусульман вплотную приблизится к 2 млрд. человек. По другим оценкам, мусульмане к 2025 г. составят 30% мирового населения, в то время как христиане - 25 % (соотношение для 2000 г. - 30 % христиан и 19 % мусульман).
В середине текущего столетия, по некоторым другим расчетам, доля мирового мусульманства составит 33 %, т.е. мусульманином будет каждый третий житель планеты. Их общее число приблизится к 3 млрд. человек. Тремя наиболее крупными регионами проживания мусульман окажутся Ближний и Средний Восток (Западная Азия и Северная Африка) - 733 млн., Южная и Центральная Азия - 671 млн., Африка южнее Сахары - 618 млн. и Юго-Восточная Азия - 564 млн.человек. К концу столетия при общем небольшом сокращении мирового населения доля мусульман может возрасти до 37%, превысив 3300 млн. человек.
Вячеслав Белокреницкий