Уже несколько лет отдельно взятые арабские авторы пытаются создать в воображении народов и политиков арабского мира образ Ирана как некоего огромного чудовища и великой империи.
Они надеются на то, что это вызовет у людей страх и подготовит условия для объединения арабских стран против Ирана. Арабо-иранское соперничество длится, по меньшей мере, уже полтора тысячелетия, начиная с того времени, когда арабы из Неджда (территории в центре Аравийского полуострова) переселились в Ирак и, захватив его, оказались между двумя сверхдержавами того времени – Сасанидским Ираном и Римом. Первоначально арабы были небольшим объединением, однако после появления ислама они постепенно получили большую власть и образовали арабо-исламскую империю.
Спустя некоторое время образовавшиеся на местах арабские династии, иранские дейлемиты и тюрки захватили власть и вернули бывших завоевателей на Аравийский полуостров, оставив за ними лишь иракские и сирийские деревни.
Однако в мамлюкский и османский периоды тюрки захватили арабские территории и потом целые века держали арабов под своей властью.
Тем не менее, по старинной арабской традиции, иранцев было принято считать соперниками.
В период Османской империи на смену арабо-иранскому соперничеству пришло османо-иранское. Османы представляли Сефевидский Иран как некое зло, которое исказило исламскую веру. На арабов наложила свой отпечаток ненависть турок к Ирану, вызванная опасениями из-за распространения его влияния на шиитское населения Османское империи и стремлением уничтожить его.
После поражения турок в Первой мировой войне их власть сохранилась только в самой Турции. Арабские территории получили независимость и при содействии великих держав того времени и в русле проводимой ими политики образовались такие государства, как Ирак, Сирия, Иордания, Ливан и Саудовская Аравия. Многие политические партии социалистического толка, которые на какое-то время получили власть в некоторых арабских странах, в целях освобождения, по их словам, от империализма перешли на позиции национализма и, еще дальше отходя от ислама, все больше выставляли напоказ свою арабскую сущность.
Между тем благодаря усилиям интеллектуалов и писателей стала возрождаться древняя литература, и арабо-иранское соперничество как наследие сефевидской эпохи ожило вновь.
Эта тема особо популярна в Ираке, с которым у Ирана была масса конфликтов до и после Исламской революции 1979 года, включая восьмилетнюю ирано-иракскую войну. Там написаны сотни книг и статей, в которых иранцев представляют в арабском мире как «староверов», «неверных», «гебров-зороастрийцев», «отщепенцев» и так далее и тому подобное.
После свержения Саддама Хусена и усиления власти Ирана в ближневосточном регионе арабы, попавшие в сети Америки, продолжили вражду, выставляя «сефевидский» Иран главным злом. Это противостояние, подпитанное раздутой финансовой мощью Саудовской Аравии, дошло до шиито-суннитской войны. Заявляется, что арабы обязательно сунниты, а неарабы (иранцы) – шииты, хотя в реальности все состоит совсем иначе.
Иран – страна с огромным населением, богатыми энергетическими ресурсами, успехами в разных областях, особенно в ядерной энергетике, – в пропаганде арабских стран предстает неким страшным чудовищем. Иранофобия, которая на Западе имеет свои особенности, в арабском мире выражается в страхе перед появлением некой новой империи, наподобие сасанидской, которая прежде держала под своей властью арабов, и севевидской, противостоящей и не покорившейся османам, не говоря уже о периоде, когда власть иранцев была настолько сильна, что в период халифата они свергли династию Омейядов и помогли прийти к власти Аббасидам. Сейчас принято утверждать, что иранцы загордились и стремятся создать свою империю. Кое-кто считает, что сильный Иран опасен для них. Поэтому они обращаются за помощью других стран и под их покровительством тратят колоссальные суммы для того, чтобы уничтожить Иран.
В арабской монографии «Иран и обетованная шиитская империя» Лабиба Саида аль-Манура 2009 года издания описывается появление некой великой империи, которая, якобы, должна стереть арабов с лица земли. В этой книге рассматривается превращение в Иране суннизма в шиизм, орудием которого стало формирование сефевидской империи. Затем о шиитской империи рассуждается в рамках идеологии Исламской революции в Иране и приводятся конкретные примеры действий революционных властей в этом направлении, при том особо подчеркивается роль шиизма в имперских амбициях Ирана. Помимо прочего, приводятся сомнительные доказательства того, что в Иране шииты пытаются уничтожить суннизм, а также описываются усилия шиитского правительства Исламской республики увеличить свое влияние в Ираке. В конце концов, предлагаются разные сценарии противостояния этой империи. Автор книги не только стремится поднять арабов на борьбу с Ираном, но и разрабатывает новую стратегию для арабских стран, особенно Саудовской Аравии. Раздувая угрозу со стороны Тегерана, он призывает их любыми способами, но обязательно в союзе с Соединенными Штатами и Израилем, уничтожить Иран, пока он, не дай Бог, действительно не превратился в эту империю.
Подобные выпады звучат еще обиднее на фоне того, что на протяжении двух последних лет руководство Исламской республики всячески защищало движение Исламского возрождения в арабских странах и, несмотря на резкую антииранскую риторику некоторых представителей движения, доказало свою преданность исламской политике и идее усиления мусульманских стран по отношению к Западу.
Враждебная идеология по отношению к Ирану, внушаемая арабам Западом и Израилем, ничем себя не оправдывает. Иран обязан попытаться за счет пропаганды и практических мер сохранить свою связь с интеллектуальными кругами арабского мира и помешать распространению среди мусульманских народов таких враждебных взглядов.
Расул Джафариан, «Mardom salari», Иран, перевод ИноСМИ.