Ядерная программа Ирана является инструментом достижения и укрепления стабильности и безопасности на Ближнем Востоке. Кроме того, значение иранской программы определяет возможности для регионального сдерживания конфликтов, являясь оружием манипуляции мировым сообществом в реализации своих геополитических интересов
Иран и «шестерка» международных посредников (5 членов Совбеза ООН и Германия) на днях подвели предварительные итоги реализации Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) относительно вопроса урегулирования многолетней проблемы ядерного вооружения Исламской республики Иран. Генсек ООН Пан Ги Мун в своем докладе раскритиковал продолжающиеся запуски иранских баллистических ракет
Напомним, 14 июля 2015 года за выполнение общепринятого плана действий были полностью сняты с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза (Иран должен был доказать выполнением плана мирный характер своей ядерной программы – прим. ред.). 20 июля 2015 года СБ ООН принял резолюцию 2231 в поддержку СВПД.
В ответ на критику Пан Ги Муна Иран выдвинул свои претензии к США – финансовая система страны по-прежнему закрыта для иранского бизнеса. Замглавы МИД Аббас Арагчи рассказал, что американские банки отказываются сотрудничать с компаниями Ирана.
Постпред РФ в Совете Безопасности ООН Виталий Чуркин назвал документ «политически ангажированным». Он высказал обеспокоенность в отношении выполнения СВПД: «… в нынешнем виде доклад потенциально может работать на подрыв достигнутых договоренностей». Глава Организации по атомной энергетике Ирана Али Акбар Салехи высказался довольно резко: «Западные страны плетут заговор против Ирана».
Основной вывод после встречи в Вене – противоречия между участниками сделки пока не преодолены, хотя прошло полгода с момента представления МАГАТЭ доклада (16 января 2016 года), подтверждающего готовность властей Ирана реализовать программу по значительному снижению своего ядерного потенциала.
В заявлении генсека ООН в годовщину резолюции СБ говорится следующее:
«Я отмечаю Исламскую Республику Иран за приверженность своим ядерным обязательствам, проверенным МАГАТЭ. <…> Вместе со строгим механизмом верификации соглашение положило конец одному из самых жестких санкционных режимов Совета Безопасности и предоставило Ирану возможность для дальнейшего взаимодействия с международным сообществом».
Источник фотографии: ria.ru. Сергей Гунеев
Сотрудничество перешло в изоляцию
Иранская ядерная программа стала активно развиваться еще при правлении шаха Мухаммада Реза Пехлеви. В создании необходимой инфраструктуры активную поддержку на тот момент оказывали Ирану многие страны, в том числе США и страны западной Европы. В 1957 году Иран и США подписали соглашение о мирном использовании ядерной энергии, в соответствии с которым Вашингтон обещал поставлять Тегерану оборудование, необходимые установки и обучать специалистов. В 1967 году США при содействии МАГАТЭ обеспечили поставку Тегеранскому ядерному научно-исследовательскому центру атомного реактора мощностью около 5 МВт (топливом для реактора служил уран со степенью обогащения 93%).
Через 7 лет Иран принимает План развития ядерной энергетики – строительство 23 ядерных реакторов общей мощностью около 20 ГВт. Партнерами по строительству и поставщиками оборудования выступили США, Франция и ФРГ. В том же году Иран приобрел у западногерманской фирмы Siemens Kraftwerk Union два атомных реактора для Атомной электростанции недалеко от г. Бушер. Немногим позже Организация по ядерной энергетике Ирана подписала договор с французской Framatom о строительстве еще одной атомной электростанции с двумя реакторами у города Ахваз.
Проводимые в то время проверки международных инспекторов подтверждали мирную направленность ядерной программы Ирана. Согласно плану, реализацию ядерной программы Ирана предполагалось завершить к 1994 году.
Переломным моментом для дружбы с США и Европой стала Исламская революция 1979 г., результатом которой стал приход к власти аятоллы Хомейни: отношения между США и Ираном стали заметно ухудшаться. Политика ИРИ постепенно стала антиамериканской. Множество проектов было заморожено, в том числе и ядерная программа, в результате чего множество ученых-ядерщиков покинули страну. В июле 1979 года немецкие специалисты оставили первый энергоблок в состоянии 80-85% готовности, второй – 50-70%. Во время военных действий ирано-иракской войны (1980-1988 гг.) недостроенная АЭС была серьезно повреждена.
Начиная с середины 80-х гг., несмотря на сопротивление мирового сообщества, опасающегося появления новой ядерной державы, Иран возобновил ядерную программу.
В 1992 году были подписаны протокол о сотрудничестве в области атомной энергетики между Ираном и КНР и соглашение «Об использовании ядерной энергии в мирных целях» между Ираном и Россией.
C 1995 года Россия приступила к завершению строительства первого энергоблока АЭС в Бушере.
Источник фотографии: islamivahdet.com
В 2004 году Россия согласилась принимать иранское отработанное ядерное топливо. Многократные попытки властей США и Британского МИД призвать Иран к остановке ядерных работ не увенчались успехом. Власти Ирана отказались останавливать программы обогащения урана и производства центрифуг.
С 2006 года страна неуклонно наращивала свои ядерные мощности. Ответом мирового сообщества стало давление на Иран с требованием обеспечения полной прозрачности ядерной программы и ее мирной направленности. Совбез ООН принял шесть резолюций, содержащих санкции США и ЕС, которые изолировали Иран от мировой финансовой системы и ограничили экспорт нефти. Затем были загадочным образом убиты иранские ученые-ядерщики, а компьютерный вирус Stuxnet испортил около 1000 центрифуг в Натанзе.
Наиболее крупные и известные ядерные проекты Ирана: Тегеранский центр ядерных исследований, центр ядерных исследований и производства топлива в Исфагане, центр по обогащению урана в Натанзе, ядерные исследовательские центры в Карадже и Йезде, АЭС «Бушер», подземный обогатительный завод «Форду» недалеко от города Кум.
В августе 2013 года новый президент Ирана Хассан Рухани сделал поиск решения ядерного вопроса главным внешнеполитическим приоритетом.
24 ноября 2013 года Иран и 6 стран-участников заключили промежуточное соглашение или Совместный план действий, по которому смягчение санкций производилось в обмен на ограничение иранской ядерной программы. И только спустя 20 месяцев были согласованы детали документа.
Кому выгодно ослабить ядерную державу Иран
Иран – сердце Ближнего Востока. Это стратегический плацдарм между Кавказом и Индийским океаном. Он легко может контролировать и Залив, и Каспий, и АфПак. Не забудем упомянуть основную нефтяную артерию – Ормузский пролив, через который проходит около 40% всех морских транспортировок нефти. И вот на этом фоне Иран с его ядерным потенциалом, конечно же, представляется многим угрозой международной безопасности.
Источник фотографии: talknigerian.com
На что стоит обратить внимание в отношении ядерной геополитики Ближнего Востока:
- Настоящая и единственная ядерная держава – Израиль.
- Израилем не был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия.
- Иран – кандидат на получение ядерного потенциала, несмотря на заверения властей страны о мирной направленности ядерной программы.
- Египет, Пакистан и Саудовская Аравия возглавят гонку ядерных вооружений в случае появления ядерного оружия в Иране.
По мнению многих специалистов, доступ Ирана к ядерному оружию может открыть ящик Пандоры, что однозначно приведет к угрозе в отношении Израиля и активизирует деятельность террористических группировок.
В статье «Ядерная геополитика на Ближнем Востоке» профессор Хушанг Амирахмади акцентирует, что кризис, связанный с иранским атомом – это «продукт старой геополитической концепции восприятия страны как “опасной нации”». Когда Индия была Британской колонией и нуждалась в безопасности, то Иран рассматривался как основная угроза (так как Иран подчинил себе Индию раньше Британии). Ослабление Ирана было стратегической необходимостью. Поэтому страх перед Ираном в роли сильного регионального игрока продолжает существовать и по сей день. (по материалам knowledge.allbest.ru)
А Израиль под покровительством американских властей и сегодня активно пропагандирует идею угрозы еврейскому населению со стороны ядерной программы Ирана. Среди населения Израиля особенно в период антиизраильской риторики президента Махмуда Ахмадинежада велась массированная пропаганда ядерного иранского удара, проводились мероприятия гражданской обороны. Население было сильно нервировано такой политикой.
Постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр считает, что СВПД по ядерной программе Ирана не сняло всех разногласий между Вашингтоном и Тегераном, однако появились возможности для их разрешения, передает РИА «Новости». «Соглашение не разрешило все наши разногласия с Ираном. Мы остаемся глубоко обеспокоены нарушениями прав человека, которые Иран совершает в отношении своих граждан, и относительно нестабильности, которую Иран продолжает разжигать через действия по дестабилизации в регионе, в том числе – повторяющиеся угрозы против Израиля», – заявила Пауэр 18 июля во время обсуждения первого доклада генерального секретаря ООН за шестимесячный период выполнения СВПД.
В свою очередь председатель иранского парламента Али Лариджани отметил, что доклад ООН содержал ряд ошибок:
«Меджлис, полный досады действиями генсека ООН, предупреждает правительство США, Сенат и Палату представителей, что шаги, направленные против ядерного соглашения, достигли точки, при которой Ирану не остается ничего, кроме как оказать сопротивление»,
передает РИА «Новости».
Кроме этого, Тегеран поддерживает Башара Асада и не допустит потери лояльного Ирану правительства. Просматривающиеся сегодня варианты дружеского альянса между Россией, Ираном и Турцией интересны прежде всего возможностью урегулирования сирийского конфликта. И это вполне жизнеспособная идея.
Очевидно, что ядерная программа Ирана является инструментом достижения и укрепления стабильности и безопасности на Ближнем Востоке. Кроме того, значение иранской программы определяет возможности для регионального сдерживания конфликтов, являясь оружием манипуляции мировым сообществом в реализации своих геополитических интересов.
Получение Ираном ядерного оружия – это всего лишь вопрос времени. Как разрешить сложившуюся проблему – затрудняется ответить даже само мировое сообщество.
Лилия Цимбалистова