«Ты – глухой! Зачем тебе читать намаз??? Ты что, еще и закят собрался платить? И пост держать??? Ты же – инвалид! Тебе всё прощается! Ты и так обижен жизнью…»
Такую «истину» неслышащим мусульманам приходится слышать довольно-таки часто.
Сначала эту «истину» им внушают родители, как правило, от незнаний и от неумения донести до глухого ребенка глубокие духовные истины. Затем неслышащего уверяют окружающие, что глухота освобождает от любого поклонения. Наконец, сами глухие сдаются и начинают верить, что может, действительно, нечего «заморачиваться» и стоит жить инертной амёбной жизнью…
Однако не все родители владеют ложной информацией и опускают руки в стремлении воспитать духовную, нравственную личность. Не все глухие так думают и так быстро сдаются!
Такие студенты приходят в медресе и учатся. Получают главные знания и делают правильные выводы. Не владея при этом слухом и хорошей, четкой, понятной речью для слышащего человека.
Вот, например.
Муса. С детства он тревожил родителей вопросами: «А что? А как? А почему вы молитесь? А зачем поститесь? Научите и меня! Я тоже хочу!» Фитра глухого ребенка – она такая же фитра, как и ребенка слышащего! Муса так же, как и все, стремился к знаниям, хотел знать и смог уверить родителей, что он тоже может и хочет!
Али. С детства хотел изучать ислам, познавать Всевышнего. Но близкие не знали, как, какими словами донести до ребенка желаемое им. А потом и вовсе стали говорить: «Ты глухой! Ты не должен этого знать». Но Али не сдается! Сейчас он молится, но немного, потому что не всё понимает, хотя и чувствует, что может знать и делать многое!
Аиша. Считает, что имамы должны поменять свое отношение к неслышащим студентам, чтобы суметь донести до них свое знание. Ведь глухие тоже могут и хотят изучать арабский язык! А родители неслышащих детей должны стараться выучить жестовый язык, чтобы говорить на одном языке со своими детьми. Тогда они свободно смогут рассказывать своим неслышащим детям об исламе.
Залимхан. С детства слышал о том, что он глухой и не должен читать намаз, учить арабский, держать пост. Залимхан- сообразительный парень, но убеждения и внушения окружающих сделали свое дело. Он не соблюдает столпы ислама, хотя уже достаточно взрослый.
Ринат. Сетовал, что родители не могли рассказать об исламе, не знали, как. Но Ринат был упертым, и мама научила намазу и арабским буквам. Родители были впечатлены стремлением сына и стали жалеть, что не донесли до него религиозные знания ранее, недооценивая способности глухого Рината.
***
Это лишь некоторые истории. Малая их часть. Но все они отражают истину – отсутствие слуха не значит отсутствие способностей и разума.
Вчера на уроке по основам Ислама учитель рассказывала о столпах ислама:
«Ислам основывается на пяти столпах:
- Свидетельство, что нет Бога, кроме Аллаха и что Мухаммад – Его раб и Посланник.
- Чтение ежедневного пятикратного намаза.
- Соблюдение поста в месяц Рамадан.
- Выплата закята.
- Совершение хаджа.
Все, кто считает себя мусульманином, должен верить, уважать и выполнять все эти пять столпов. Но вот скажите, ребята, мой шестилетний сын – он – мусульманин, но обязан ли он держать пост или платить закят?»
- Нет, ответили ученики. – Он же еще маленький.
- Верно, - ответила учительница. – Он еще маленький! И не обязан совершать намаз или держать пост. Пока он только учится. Но придет время, и он будет отвечать сам за свои поступки. В исламе есть такое понятие как «мукалляф».
-Кто такой мукалляф? – спросила учительница.
- Не знаем, - ответили глухие ученики, в ожидании услышать что-то новое и интересное.
- Мукалляф – это разумный, достигший совершеннолетия, человек. – начала рассказывать учительница. - Мукалляф обязан выполнять всё, что повелевает религия и избегать всего, что ею запрещено.
Человек становится мукалляфом при наличии 2-х условий:
- Разумный, психически нормальный.
- Достигший совершеннолетия.
Давайте разберемся, обязаны ли вы совершать все пять столпов Ислама? Вы достигли совершеннолетия?
- Да! – ответили ученики.
- А являетесь ли вы разумными? Психически нормальными?
- Да! – повторили ученики.
- Что получается, раз интеллект в норме, психических нарушений нет. Но также нет слуха или зрения, или человек сидит в инвалидном кресле – он обязан соблюдать столпы Ислама?
- Обязан… - сделали вывод старательные ученики, не владеющие устной речью, но хорошо говорящие на своем родном жестовом языке.
- Однако многим из вас задают вопрос:
«Зачем тебе намаз? Ведь ты глухой!»…
- Я – мукалляф! – гордо произнес глухой Максим. Причем, глухой Максим, восприняв новую для себя информацию эмоционально близко, произнес эти слова настолько громко, четко и старательно, что трудно было поверить, что «Я - мукалляф» произносит ГЛУХОЙ ЧЕЛОВЕК!»
Учительница была безмерно рада, что глухой, но разумный мукалляф теперь знает, что ответить на бесконечные выпады: «Зачем тебе намаз? Ведь ты глухой!»
Islam.ru, Юлия Замалетдинова
Преподаватель медресе в группе неслышащих студентов (г.Москва)