В Узбекистане под цензуру попало упоминание Аллаха. По словам телевизионщиков, они подвергаются наказанию, если пропускают имя Всевышнего в эфир
В Узбекистане под цензуру попало упоминание Аллаха. По словам телевизионщиков, они подвергаются наказанию, если пропускают имя Всевышнего в эфир.
Так, местный телеканал «Спорт» вырезал из речи тяжелоатлета Руслана Нуриддинова, завоевавшего золотую медаль на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, фразу «слава моему Аллаху», произнесенную спортсменом в прямом эфире, передает catoday.org со ссылкой на «Озодлик».
Узбекский штангист после установления нового мирового рекорда на Олимпиаде-2016 сказал: «слава Аллаху, слава моему Аллаху!», передает издание. Однако руководство телеканала «Спорт» вырезало эту фразу спортсмена из дальнейших сюжетов. Узбекский журналист Нарзулла Ахунжанов заявил, что узбекские телеканалы не впервые вырезают из эфира слово «Аллах». А у него, сегодня проживающего за пределами страны, богатый опыт: с 2005 по 2013 годы он работал на телеканале «Узбекистан». Также он акцентировал, что редакторы, пропустившие это слово в эфир, жестоко наказывались.
«Однажды в одной из радиопередач в эфир пропустили фразу “по милости Аллаха”. После этого ответственный за это сотрудник был наказан. Ему объявили выговор и сказали, что если подобное повторится, то будут вынуждены разорвать с ним трудовой договор. На собрании ему сказали: «Это место вам не религиозное учреждение». Но когда сотрудник попытался возразить руководству и сказал: «Ведь 90 процентов узбекистанцев постоянно используют это слово», руководство ему заявило: «Есть поручение ”сверху”». И мы вынуждены его выполнять»,
– сказал журналист изданию.
Также журналист отметил, что запрет на использование слова «Аллах» в теле- и радиопередачах в Узбекистане был введен еще в 2005 году.
«В 2005 году Национальную телерадиокомпанию Узбекистана возглавил некий Хаджаев и приказал не пропускать в эфир слово «Аллах». Даже далекие от религии узбекистанцы постоянно используют это слово, но что в этом плохого, нужно спросить у самого Хаджаева. Этот человек – полковник существующей в Узбекистане системы, естественно, он будет выполнять ее поручение», – рассказал Ахунжанов.
Также журналист отметил взаимосвязь между удалением неугодных властям слов из эфиров и приходом в правительство Узбекистана премьер-министра Шавката Мирзияева.
Источник фотографии: gazeta.uz
«Это усилилось после прихода Шавката Мирзияева и его команды. Сейчас идет очень большая кампания. Они даже приказывают убрать артистов и певцов, не понравившихся тому или иному руководителю»,
— рассказал Нарзулла Ахунжанов.
Вот мы и постарались разобраться, кто такой премьер-министр Узбекистана и что лежит в основе его политических принципов и столь авторитарных решений.
Премьер-министра Узбекистана среди конкурирующих кланов
Шавкат Миромонович Мирзияев – «долгожитель» на посту премьер-министра, он был назначен на эту должность 11 декабря 2003 года. Причем любопытен тот факт, что Ислам Каримов (президент Узбекистана) представлен в Кабинете Министров как Председатель. Следовательно, Мирзияев воспринимается с точки зрения терминологии «параллельный» чиновник, по мнению автора revolucionario на proza.ru.
Шавкат Миромонович – удобный для президента чиновник, и готов выполнить его любое указание. Эксперты так характеризуют личность Мирзияева: «Жесткий и харизматичный руководитель, для которого не существует моральных преград, если цель превыше средств. Исполняет любую волю президента. Приемлемый стиль управления – диктат и подчинение. Своенравен, лицемер. Не стремится к публичности, не дает комментариев в прессе. Хитер, но не слишком умен. Прямолинеен. Любит управлять при помощи рукоприкладства и нецензурной брани. Вспыльчив. Фактически он копирует президента, но только в самых его отрицательных качествах».
Мирзияев – фактический лидер Самаркандско-Джизакского клана, он в начале нулевых сменил известного «серого кардинала» Исмоила Джурабекова. Джурабеков – бывший министр сельского и водного хозяйства, первый вице-премьер, человека, обладавший даже большей властью, чем сам Ислам Каримов, по этой причине представлявший для него опасность. На эту должность претендовали и другие личности, но контакты Мирзияева с председателем СНБ Рустамом Иноятовым сыграли решающую роль.
Общеизвестно, что их отношения начались еще в бытность Мирзияева хокимом Мирзо-Улугбекского района г. Ташкента. С тех пор они всячески поддерживают друг друга.
Источник фотографии: compromat.ru
Надо отметить, что все слухи, касающиеся расстановки сил в Ташкенте, так или иначе связаны с именем Иноятова, шефа узбекской госбезопасности. При этом его деятельность не афишируется, и даже изображений этого чиновника нет в открытом доступе, за исключением 2-3 старых фотографий. Он уже 20 лет входит в окружение узбекского президента и возглавляет самую влиятельную силовую структуру в стране.
Иноятов утвердил свою власть повсеместно. Считается, что под его контролем находится почти вся узбекская номенклатура, а сам он влияет на принятие всех важных решений на государственном уровне. Нынешнего главу МВД – Адхама Ахмедбаева – также называют креатурой Иноятова, по информации compromat.ru. Кроме того, структуры СНБ контролируют не только ведомства, но также коммерческие банки и предприятия. И это еще не все: в состав СНБ входит даже собственная «армия». Состав «армии» следующий: 5000 членов бригады специального назначения (или бригады быстрого реагирования), созданной на основе Чирчикской команды специального назначения; пограничные войска, включая Термезскую речную флотилию; отряд спецназа «Ц»; отряд спецназа «ОК Ташкент». Внушительно, не правда ли?
Кто отдает приказы
Источник фотографии: webnovosti.info
Анонимные источники утверждали в свое время, что Иноятов в каком-то смысле контролирует и президента. Дело в том, что шеф СНБ решает, какая информация должна поступить Каримову, а какую можно придержать. А поскольку президент всецело доверяет Иноятову (а в это время его ведомство в первую очередь отвечает за устойчивость режима), это дает руководителю СНБ возможность манипулировать президентом.
Генерал СНБ в отставке, пожелавший остаться неизвестным, заявил в открытом письме изданию uzxalqharakati.com, что исходя из этих фактов, можно однозначно утверждать, что только Рустам Иноятов обладает абсолютной властью в Узбекистане. А президент Каримов, сам не зная того, лишь выполняет «подсказки» главного чекиста республики.
Основной причиной существования власти номинальной и фактической стал факт отсутствия четкой системы преемственности. Узбекистанские кланы конкурируют между собой практически во всем. Каримов контролирует три крупнейших: ташкентский, самаркандский и ферганский. Особое внимание он уделяет самаркандскому, который за последние годы намного превзошел ташкентский. В результате очень вероятно, что уход президента со своего поста или возможные ошибки в управлении вызовут массовые волнения. Кланы просто передерутся между собой.
Понимание этой опасности зародило в правительстве дискуссию о возможном переходе к парламентской системе. При такой системе преемником Каримова выступит не один политик, а несколько. Но до реальных планов еще очень далеко. Пока положение вещей устраивает всех.
В таких условиях борьбы кланов, подковерных интриг религиозная жизнь республики неоднозначна.
Ислам в Узбекистане
Как стоит трактовать факты запрета на произнесение имени Аллаха, негласный запрет на проведение ифтаров в мечетях, запрет на ношение хиджаба? Все это выглядит как борьба за светскость Узбекистана.
При этом 88% жителей республики исповедуют Ислам. На территории Узбекистана мусульманство стало распространяться в начале VII в. с приходом арабских племен в Среднюю Азию. До прихода арабов местные народы исповедовали зороастризм, христианство, буддизм.
В VIII в. среди мусульман произошел раскол, в результате чего они разделились на шиитов и суннитов. Мусульмане Узбекистана в основном сунниты. Шииты составляют 1% от общего числа мусульман Узбекистана и встречаются в Бухаре и Самарканде.
Приход ислама оказал серьезное влияние на развитие науки и культуры. Великие поэты, мудрецы и ученые мирового уровня были рождены и воспитаны именно в эту эпоху.
В советский период большинство мечетей было закрыто, многие священнослужители были привлечены к уголовной ответственности.
Сегодня многие старинные мечети и медресе находятся под защитой ЮНЕСКО. Недалеко от древнего города Бухара, которую называют священной, находится мемориальный комплекс Бахауддина Накшбанди, почитаемый мусульманами во всем мире.
Сегодня религиозная жизнь в светском Узбекистане существует, но она целиком контролируется административным аппаратом. Любые ростки исламского фундаментализма безжалостно подавляются.
И этому положению вещей есть свои причины – страна с 31-миллионным населением является стратегическим партнером НАТО в постсоветской Центральной Азии и помогает США вести борьбу с движением «Талибан» в соседнем Афганистане.
В современном мире в каждой стране сохраняется опасность того, что сторонники «фундаментализма», «ваххабизма», «радикального» или «экстремистского» ислама попытаются завладеть государственной властью. Этого Ислам Каримов боится тоже.
Источник фотографии: dunyabulteni.net
Поэтому в реальности мы можем наблюдать некоторую двойственность существования религиозной составляющей в Узбекистане: вроде религия есть, но есть и запреты, довольно сильно ограничивающие ее функционирование. Вот и получается, что власти балансируют на шаткой позиции: лояльность к религии вкупе с втискиванием ее в светские рамки.
Впрочем, это обычная практика для правителей в Центральной Азии – прикрыться исламом с целью оправдать волю правителя [carnegieendowment.org, Очерк истории ислама в Узбекистане.]. История ислама в Центральной Азии позволяет предположить, что нынешняя волна исламского возрождения продолжится и породит духовных лидеров, которые пожелают расширить роль ислама в государстве.
Лилия Цимбалистова