В минувший вторник в стенах Госсовета Татарстана депутатам разъясняли ислам. Инициатором публичных лекций и семинаров о деятельности конфессий выступил Разиль Валеев, председатель Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Государственного совета. С докладом выступил ректор РИУ Рафик Мухаметшин.
Сама идея проведения подобных лекций перед депутатами и сотрудниками аппарата Госсовета, на мой взгляд, послужит для них неким ликбезом. Потому что прозвучавшие тезисы и мысли в докладе ректора Российского исламского университета о становлении ислама в Татарстане, о нынешней ситуации мусульманской уммы и взаимодействия власти с мусульманским населением своей страны в разные периоды истории - в едином целом не найдешь на книжных полках. А анализ ситуации современного мусульманского сообщества Республики, вообще носил характер эксклюзива.
Самое главное, что депутатов научили распознавать крайних салафитов от традиционалистов. Со слов Рафика Мухаметшина, кстати, доктора политических наук, крайний салафизм отличает три вещи – это идея переселения из страны (хиджра), усиленное понятие «джамаата» - «создание исламского общества» и совершение джихада.
Вообще-то в докладе прозвучало много интересных тезисов, которые разъясняли причины возникновения радикальных взглядов у мусульманского сообщества, особенно молодежи. Это выстраивание взаимоотношений с мусульманами своей страны, то есть проблемы институционализации и отсутствие жесткой вертикали в исламе, как например, в православии, так как без этого, по его мнению, не отследишь процессы поползновения веры в стороны и разрушения каких-либо догматических ее основ. Ведь для мусульманина, чтобы выстраивать свои взаимоотношения с Богом, не нужны посредники и различные институты. Поэтому в светском государстве вопрос об институционализации выливается в появление не одного центрального духовного управления, а нескольких, которые могут исчисляться десятками, как в России. И это создает массу проблем для самого мусульманского сообщества.
Также, еще одна проблема заключается в том, что ислам не делит жизнь на светскую и конфессиональную ее составляющие. В исламе это воспринимается как единое целое. Поэтому нет четкой грани, где мусульмане могут себя проявить, а где себя ограничивать в политической и социальной сфере. К примеру, любое Духовное управление мусульман – это конфессиональное составляющее, но догматически, чтобы оно существовало для мусульманина нигде не прописано. Это организация создана в условиях светского государства. Поэтому, чтобы быть мусульманином и общаться с Богом, она не нужна.
В связи с этим, государство должно более внимательно относиться к интересам мусульман, поскольку нет ни одного мусульманского государства, где дела мусульман управлялись бы только через какие-то религиозные институты. Чтобы государство принимало активное участие в формировании конфессиональной политики, одного духовного управления мусульман недостаточно. Здесь, по мнению доктора исторических наук, необходимо думать, чтобы решить эту проблему.
Говоря о традиционном исламе, то Рафик Мухаметшин отметил, что под ним сегодня в мире понимается – это четыре общеизвестные правовые школы, суфийские тарикаты и мировоззренческие установки – ашгаритская и матуридитская школы богословия.
«Интересно, что когда салафиты, заявляющие о чистом исламе и считающие, что нет такого понятия как «традиционный ислам», их оппоненты, в основном суфии, говорят: «Мы не говорили о традиционном исламе, мы заговори о нем тогда, когда вы объявили о наличии какого-то чистого ислама» - отметил ректор РИУ.
Когда речь зашла о причинах, приведших к трагическим событиям в Татарстане в июле этого года, то он подчеркнул, что проблема радикализации молодежи требует системного изучения и глубокого анализа, и что ее нельзя объяснить лишь получением некоторой частью молодых мусульман религиозного образования зарубежом.
Среди видных депутатов, сидевших и слушавших ректора РИУ, можно выделить заместителя председателя Государственного совета РТ Ратникову Римму, Ильшата Аминова, директора телерадиокомпании «ТНВ», известного татарского мецената и руководителя Казанского отделения Всемирного конгресса татар Фарида Мифтахова.
Ахмад Халиков