Результаты всенародных выборов президента Ирана изумили всех как внутри страны, так и за ее пределами. Еще неделю назад никто не мог предположить, что 15 июня на политическом олимпе Исламской республики произойдут столь кардинальные перемены.
В качестве примера достаточно заглянуть в консервативную прессу, в которой впервые за восемь лет пишут о разгроме своих политиков. Консервативные газеты и новостные агентства уже были готовы праздновать победу, когда 16 июня объявили, что окончательную победу на выборах одержал реформатор Хасан Роухани. Вслед за этим все они стали анализировать причины поражения консерваторов.
Процентное соотношение голосов, отданных в поддержку всех консерваторов вместе взятых, даже если к ним прибавить голоса за реформатора Гарази, показывает, что все равно они не смогли бы одержать победу на этих выборах. Некоторые их сторонники убеждены, что прочная коалиция консерваторов могла бы привести к совершенно другому результату. Другие же сторонники Джалили, например, аятолла Алиреза Панахиян, убеждены, что в таком случае на выборах образовалось два полюса - консервативный и реформаторский, и при численном превосходстве голосов, отданных за Роухани, это могло бы дестабилизировать общественную ситуацию.
В одном из своих последних выступлений президент России Владимир Путин отчетливо поддержал ядерную программу Ирана и заявил, что она имеет мирные цели и не нарушает международные обязательства, поэтому Исламская республика, равно как и другие страны миры, имеет право на ядерные разработки. Выступление российского лидера интересно с той точки зрения, что в нем делается акцент на дружественном и добрососедском отношении России к Ирану, а также на противодействии политике Соединенных Штатов. Особенно это касается ядерной деятельности Тегерана, в отношении которой Россия вместе с Китаем противостоит США.
Между тем возникает один вопрос, которым вовсе нельзя пренебрегать: почему Путин поддержал ядерную деятельность Ирана именно сейчас, накануне президентских выборов, назначенных на 14 июня? В Исламской республике сейчас много говорят о приходе нового правительства и его отношении к ядерной дипломатии, хотя западные политики и утверждают, что выборы и избрание нового президента не окажут серьезного влияния на переговорный процесс. Однако вполне ясно следующее. Учитывая то, что ядерная тематика стала одной из самых горячих тем предвыборной кампании в Иране, Путин поддержал текущий процесс ядерной дипломатии Ирана и заявил, что она преследует мирные цели. Другими словами, хотя Россия по определенным соображениям и не содействует в полной мере Ирану в некоторых вопросах ядерного развития, она поддерживает его дипломатические усилия в этом направлении, чтобы укреплять свой сетевой союз против США. Именно поэтому российские лидеры заявляют: «Иран - это великая страна с выдающейся историей и цивилизацией. Она сыграла важную роль в истории и сейчас занимает важное место в ближневосточном регионе. Мы должны уважать эту страну. Иранцы - очень интеллигентные люди, а иранские политики - настоящие профессионалы».
Сейчас приходится слышать целый шквал критики в адрес Ахмадинежада. Кроме того, консерваторы называют одной из причин своего поражения молчаливое согласие с политикой переизбранного президента, который писал свои программные работы под лозунгом приверженности консерватизму. В частности, информационно-аналитический сайт консерваторов ammariyon.ir обвиняет Ахмадинежада в том, что из-за его необдуманных действий народ отвернулся от кандидатов-консерваторов и, «обжегшись на молоке, теперь дует на воду». Уже упомянутый аятолла Панахиян отмечает, что хотя сам Ахмадинежад не признавал себя консерватором, а сами консерваторы всегда явно отмежевывались от него, все программы его правительства осуществлялись под знаменем консерватизма, чем и воспользовались реформаторы в своей предвыборной кампании.
В политике никакая группа не исчезает окончательно, она лишь отходит на второй план, сохраняя своих приверженцев. Консерваторы могут многое понять, обратившись к опыту реформаторов, и надеяться на лучшее, ведь реформаторское движение в Иране развивалось, несмотря на все ограничения, трудности и лживую критику, потому что общество сохранило свою приверженность реформам. Точно так же и консерваторы, отойдя от власти, могут продолжить свое естественное развитие и найти свой новый путь.
Исход выборов 2013 года в Иране доказал одно: в политике надо играть по-честному. И каждые четыре года необходимо вдохновляться на новую борьбу, а ликвидация конкуренции губит всякую надежду и уродует политику.
По материалам иранской прессы, перевод inoСМИ.ru