Как известно, в месяц Рамадан, во всем мире выплачивается закят. Но у закята есть своя особенность – в Коране четко прописано кому его следует давать, чтобы он был принят, поэтому за этим следит созданный при ДУМ РТ Благотворительный фонд «Закят».
Сегодня для сбора закята в Казани в крупных торговых центрах и магазинах, с целью «Шаговой доступности для выплаты закята» устанавливаются специальные ящики с эмблемой Благотворительного фонда «Закят». Уже установлено 30 ящиков, всего же их будет установлено около 100.
Как известно ислам зиждется на пяти столпах, которые необходимы к выполнению мусульманину. Из пяти столпов закят – самый важный и основной, так как он регулирует в исламе социально-экономические отношения. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, велел выплачивать закят из имущества, которое превышает нисаб. 2,5% - это право бедных из имущества богатых. Закят является практическим выражением милосердия, помощи и сочувствия, заповеданного верующим Пророком.
Информационное агентство «Инфо-Ислам» публикует все вопросы, связанные со столпом Ислама закятом.
Что такое закят?
- Закят это выплата определенной суммы денег от определенного имущества в пользу бедных или нуждающихся, или тех людей, которые его заслуживают. Слово «закят» переводится как «очищение». Аллах не беспочвенно называет «выплату денег» - очищением.
- Во-первых, закят очищает имущество человека от прегрешений, связанных с ошибками и упущениями в его приобретении.
- Во-вторых, «закят» это очищение своей души и сердца от скупости и жестокости, заменяя их щедростью и милосердием, что высоко ценится нашим Господом.
- В-третьих, это очищение намерений и действий ради Аллаха, так как человек, выплачивая закят, чувствует контроль своего Создателя и подчиняется Его законам.
- В-четвертых, закят это очищение общества от недовольства социального неравенства, поскольку бедные и неимущие знают, что состоятельные представители общества не оставят их в беде.
- В-пятых, и состоятельные люди будут знать, что в случае беды им также помогут.
Всё вышеперечисленное лишь малая часть пользы от закята.
Кто обязан выплатить закят? Каковы условия обязательности выплаты закята?
Выплата закята является безусловной обязанностью каждого свободного, находящегося в здравом уме, совершеннолетнего и знающего о необходимости выполнения этой обязанности мусульманина.
Первое условие: обладание определенным «нисабом» денежных средств (имущества) в течении лунного года. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни с какого имущества закят не выплачивается до истечения года» (Абу Дауд). Закят выплачивается исходя из суммы на конец года. Необходимо, чтобы человек обладал вышеупомянутым «нисабом» в начале и конце года.
Второе условие: необходимым условием является то, что закят не следует выплачивать с таких денежных средств (имущества), в которых человек нуждается для удовлетворения своих насущных потребностей. Имеются в виду средства, расходуемые людьми на пропитание, а также их дома, одежда, которая нужна им для защиты от зноя или холода, орудия труда, домашняя обстановка, научные книги, используемые теми, кто занимается умственным трудом, и прочие необходимые для жизнедеятельности вещи.
Третье условие: соответствующее намерение у человека, который выплачивает закят. Достаточно, чтобы намерение было в то время, когда выделяются средства для выплаты закята.
С чего надо выплачивать закят?
Закят выплачивается с семи вещей: золота, серебра, торговли, фруктов и овощей, животных (крупный и мелкий рогатый скот), полезных ископаемых, найденного клада.
Выплачивается ли закят с ценных бумаг?
Безусловно, также как и из золота, или же серебра, или же из денег - 2,5%.
С какой суммы надо начинать выплачивать закят?
«Нисаб» - минимальный размер суммы, с которой выплачивается закят, зависит от мировых цен на золото. Мы узнаем стоимость 84 грамм золота и, соответственно, определим «нисаб», если 84 умножим на стоимость грамма золота. Полученная таким образом сумма – это сумма «нисаба». Если имущество человека: деньги, ценные бумаги, золото, серебро, товар в «обороте» - больше этого «нисаба», то ему следует просуммировать все это имущество и выплатить с получившейся суммы закят в размере 2,5%.
Есть ли временные рамки для выплаты закята?
Закят должен выплачиваться ежегодно. Если состояние человека достигло «нисаба», то ровно через год, если состояние не стало меньше «нисаба», ему следует с той суммы, которой он владеет, выплатить закят.
На что расходуются средства, собранные в качестве закята?
О том, кому положено распределение закята говорится в Коране (сура «Покаяние», 60 аят):
«Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый».
Таким образом, с нынешними велением времени средства направляются на следующие нужды:
Помощь бедным. В категорию бедных по мнению Абу Ханифы входят те, кто не обладает «нисабом» денежных средств, либо нуждается в использовании этих средств (имущества) для удовлетворения своих насущных потребностей, например, обеспечение себя жильём, одеждой и т.д. Если человек обладает «нисабом» он бедным не считается и не может претендовать на помощь от средств закята.
Помощь неимущим. Неимущий тот, у кого ничего нет.
Сборщики закята. Это те, кто занимается сбором и раздачей закята, это люди назначенные выполнять такую работу на благо мусульман. Сбор закята и его раздача являются обязанностью сопряжённой с большой ответственностью, как перед людьми, так и перед Всевышним.
Должники. Это люди, которые взяли деньги в собственных интересах, например, на приобретение одежды, лечение, питание и т.д., либо в интересах других, например, для прекращения вражды. В случаях с должниками, которые не могут самостоятельно погасить долг, их долг может быть покрыт из имущества закята, однако, это может произойти только в случае долга, взятого разрешенным путем на разрешенные по шариату цели. Человек, который может самостоятельно оплатить долг, не может претендовать на помощь из средств, собранных в качестве закята.
На дела во имя Аллаха. Это деятельность, которая имеет своей целью пропаганду и призыв к исламу, а также на укрепление ее научного потенциала, для отражения идейных противников могущих внести смуту в ряды обычных мусульман. Закятные средства также могут быть использованы для содержания мусульманских культовых и учебных заведений.
Помощь путникам. Помощь путникам, находящимся в пути и в трудной ситуации, например, потеря всех средств, ограбление и т.д. В таких случаях путнику помогают вернуться на родину вне зависимости от состоятельности путника на родине.
Можно ли приносить деньги, предназначенные для выплаты закята, в мечети или медресе? И если можно, то почему?
Раньше в книгах по фикху указывали на то, что закят нельзя давать мечетям. Но в то время государство само заботилось о сборе заката в казну. Правитель следил за этим, была целая структура, работающая в этом направлении. И государство было обязано содержать мечети и медресе. Поэтому в прошлом вопрос об этом не поднимался. Сейчас же ситуация, как мы видим, совсем иная. Мы строим мечети и медресе, но их, к сожалению, государство не содержит. И мечети, которые мы посещаем, и медресе, в которых готовят имамов - вынуждены сами искать источник к существованию, а попросту - «выживать». В России другие условия. В Объединенных Арабских Эмиратах, например, простой муэдзин, не говоря уже об имаме, получает 850 долларов в месяц. В Турции, например, все мечети содержатся за счет государства, и имамы назначаются Министерством по исламским делам и вакуфов.
Если говорить о подаяниях прихожан, то они не покрывают всех нужд мечети. Давайте заглянем в прошлое и позапрошлое столетия, в конец XIX - начало XX веков. Мы имели, медресе, мечети, а мы задумывались за счет кого они строились и содержались? Ответ прост – это меценаты, торговцы разных гильдий. Даже названия мечетей свидетельствуют об этом: «Бурнаевская», «Апанаевская», «Галеевская». У них не стоял вопрос, куда нести закят. Они делали свое доброе дело. Они понимали суть проблемы.
В наше время никто не может сказать, что кто-то обязан содержать мечети или медресе. Сейчас содержание мечетей и медресе лежит на всей мусульманской умме! Хотелось бы это особо подчеркнуть! Поэтому эти споры сейчас неуместны. И как мы знаем, закят выплачивается на пути Аллаха, а мечети, медресе попадают под этот пункт, так как они являются источником возрождения и распространения религии Аллаха. И надо заметить, что почти вся татарская интеллигенция в прошлом, которой мы сегодня гордимся, получила образование в стенах таких медресе.
Почему Мусульмане пассивны относительно выплаты закята?
Во-первых, выплате закята зависит от силы веры, а наша религиозность как бы «смешана» с этим миром. Мы не можем этот мир приравнять к загробному миру. Мы любим эту жизнь больше, чем «ахират» - жизнь после смерти. Мы будем покупать красивые машины, строить шикарные дома, сейчас время такое - соревноваться в богатстве. И в этом нет ничего зазорного, если ты отдаешь должное Аллаху. Выплачивай то, что принадлежит Богу, - а не тебе, и - живи спокойно. Аллах не запретил зарабатывать, но он не любит расточителей и тех, кто не выплачивает занят. Вообще, выплата закята - это наша благодарность Господу за то, что он нам предписал быть богатыми. И когда человек не задумывается о том, что 2,5% имущества принадлежит Господу за наделенные Им блага - это черная неблагодарность. Аллах их все равно вернет себе, так как они не принадлежат самому человеку. Человека могут постигать несчастья, болезни, аварии, банкротство, да упасет Аллах всех нас от этого, так как жизнь - это череда испытаний. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах обязал богатых мусульман давать закят. И если богатые мусульмане этого не будут делать, то каждое страдание бедных, когда они будут испытывать нужду, будет ложится на плечи богатых, так как они не выплачивали закят. А в Судный день они будут наказаны за те беды и страдания, которые испытывали бедные, и Аллаха возьмет с них суровый расчет» (Сахих Муслим). Так как они пользовались тем, что им не принадлежит, и не возвращали бедным того, чего на самом деле они заслуживали.
Во-вторых, пассивность еще заключается в том, что многие думают, что выплата закята – не обязательная процедура. Они путают это с садакой, пожертвованиями, - которые не являются обязательными.
В-третьих, мусульмане не чувствуют, что они реально могут внести вклад в свою религию, и думают, что за них это должны сделать другие. Они не считают себя обязанными сделать это. Такой стереотип у многих мусульман: я пока постою в стороне и подожду, пусть другие это сделают, а потом, может быть, и я к ним присоединюсь. Они не понимают смысла «частичного» вклада в развитии духовенства.
В-четвертых, деньги – это «явная» вещь, а «саваб», награда от Аллаха, - это «скрытая» вещь. И мы, мусульмане, еще не научились чувствовать «саваб», которым нас наделяет Аллах. Мы еще не научились понимать, что нами может быть Доволен Аллах, наш Создатель. А это и есть принцип, ради чего мы живем на этом свете. Могу привести пример. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал «Тот, кто будет поминать Аллаха после утренней молитвы до восхода солнца, то это как будто бы он освободил раба» (Сахих аль-Бухари). То есть получит награду «саваб» в размере того, что положено за освобождение раба. Есть и другие хадисы в сборнике аль-Бухари, что «Аллах будет готовить его место в раю, когда тот будет идти в мечеть и находиться там». Этих обещаний для нас как будто недостаточно, чтобы поминать Аллаха после утренней молитвы, находясь в мечети. А если бы нам предложили ежедневно по 50 долларов за каждое посещение мечети, то наши мечети были бы наверняка переполнены. Это говорит о том, что мы стали материальными.
В-пятых, мусульмане думают, что, выплачивая закят, их богатство уменьшится, хотя Коран и сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывают нам, что выплата занята, наоборот, увеличивает богатство. Вот пример из Корана:
«Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе - по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах - Объемлющий, Знающий». Сура «аль-Бакара», аят 261.
А вот примет из сунны: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пропитание человека не уменьшится подачей милостыни» (Сахих Муслим).
В-шестых, если народ перестанет выплачивать закят, то он будет лишен дождя и милости от Аллаха, и если бы не животные и другие существа на земле, то дождь ни когда бы не пошел.
В-седьмых, если с богатства не выплачивается закят, то это богатство начинает уничтожать само себя.
В-восьмых, невыплаченный закят в Судный день будет в виде оков, в которые закуют того человека, который его не выплатил.
В-девятых, невыплаченному закяту, во время Расчета с людьми, придадут форму пластин, которыми будут запечатаны лбы, бока и спины тех, которые не выплачивали закят.
В-десятых, чистота души и богатства заключается в исполнении обязательств. Обязательство богатства выплата с него закята.