Два события этих выходных всколыхнули информационное пространство мусульман Татарстана. Первое из них, определение кандидатов на пост муфтия и дальнейшее участие их в борьбе за духовную власть, а второе, не столько сам визит Президента Татарстана Рустама Минниханова в Саудовскую Аравию, сколько совершенная им Умра в Мекке.
Такое совпадение событий толкает меня на мысль, что Татарстан сегодня стоит перед самой важной чертой, пройдя которую, будет предрешена его судьба.
17 апреля состоится внеочередной Съезд мусульман Татарстана. Он станет шестым по счету, начиная с 1998 года, и приведет к духовной власти третьего муфтия. От той политики, которую он выберет и поведет Умму, будет зависеть дальнейшее развитие мусульманского сообщества.
Последние два года были неоднозначными для мусульман Татарстана. Они выявили сразу несколько проблем, которые предстоит разрешить новому муфтию. Главная из них – объединение Уммы. Мусульмане Татарстана неоднородны в своих взглядах, поэтому новому председателю ДУМ РТ, необходимо будет выстраивать политику таким образом, чтобы, с одной стороны, противостоять радикализации молодежи, а с другой, варьировать между интересами государства и мусульманским сообществом. Но, кто бы ни стал следующим муфтием, все равно уже не будет той политики, которая велась последние два года. Фаворитом гонки называют Камиля Самигуллина, так как сама власть дала понять, что не прочь видеть этого человека на этом посту. Поэтому, скорее всего, ему придется разрешать все накопившиеся проблемы в мусульманской среде Республики. Возможность же их решения будет зависеть от его багажа религиозных знаний, которых у него, кстати, предостаточно, и той команды, которую он соберет вокруг себя.
В последнее время многие в республике говорили о возрождении ханафитского мазхаба. Но, к сожалению, одно дело говорить, а другое действовать. Одними словами его невозможно популяризировать, нужно уметь доказывать его сильные стороны. Камиль Самигуллин как раз владеет четкими знаниями всех законоположений ханафитской практики. Если он станет муфтием, то бесспорно, он на своем примере начнет его популяризацию. Отметим, что сегодня в Татарстане не хватает людей, умеющих разбираться в тонкостях фикха – религиозных законоположений. А это немаловажно, когда ведешь спор с молодыми мусульманами, не придерживающихся определенного мазхаба. Этим кстати, страдает большая часть молодых мусульман. Поэтому сегодня одну из задач, которую должен будет решить новый муфтий – это подготовка специалистов, качественно владеющих знаниями в ханафитском фикхе и умеющих вести спор с доказательствами из Корана и Сунны Пророка, мир ему и благословение Всевышнего.
Современные реалии таковы, что многие татары, считающие себя мусульманами, все еще оторваны от религиозных убеждений. Поэтому следующему муфтию предстоит обратить внимание и на эту особенность татарской нации. Религиозное самосознание у любого народа из года в год увеличивается, и люди возвращаются в лоно религиозных взглядов. Поэтому надо уже сегодня думать, как перехватить инициативу у молодых проповедников с непонятными взглядами, чтобы не допустить распространение радикальных и экстремистских течений.
Кто бы ни сел в кресло муфтия в итоге, понятно одно, ему предстоит найти способ противостояния различным деструктивным течениям, радикализации молодежи и суметь вернуть имидж республики, как спокойного и толерантного региона.
Султан Ахметов