«Самые превосходные из людей пред Господом, это богобоязненные» - гласит изречение пророка, мир ему и благословение Всевышнего.
И как выяснили социологи, мусульмане, проживающие в странах Юго-Восточной Азии, - самые благочестивые и наиболее усердные исполнители основных предписаний ислама, передает OnIslam.
В минувший понедельник Wall Street Journal опубликовала обзор последнего исследования института Пью, из которого известно, что в Юго-Восточной Азии девять из десяти мусульман, по их собственному признанию, выплачивают закят.
Опросив 35 тысяч мусульман по всему миру, исследователи установили, что мусульмане Юго-Восточной Азии более прилежны в исполнении обязательных актов поклонения по сравнению с их единоверцами из Европы, Африки, других стран Азии и даже Ближнего Востока.
По утверждению самих респондентов, ежегодно закят выплачивают 98% индонезийцев и 93% малазийцев и жителей Таиланда.
В других мусульманских обществах регулярно выплачивают закят лишь 80% опрошенных.
В Азии сосредоточено около 20% мусульман всего мира, еще 20% мусульман проживают на Ближнем Востоке и в Северной Африке и 20% - в немусульманских странах. Также исследователи выяснили, что в Юго-Восточной Азии мусульмане с большим желанием выполняют и другие столпы ислама, к примеру, такие, как пост и намаз.
Например, в Таиланде на вопрос, соблюдают ли они пост в Рамадан, «да» ответили 100% респондентов, в Малайзии и Индонезии – 99%.
А 72% индонезийцев сообщили, что бывают в мечети хотя бы раз в неделю, тогда как в Египте таких оказалось 61%, в Турции ,лишь - 44%.
Однако , далеко не все опрошенные сообщили, что бывали в Мекке, среди жителей Юго-Восточной Азии хадж совершили 6%, для сравнения – среди населения Ближнего Востока и Северной Африки этот столп ислама выполнили 17%.
Каково мусульманам на Западе?
Здесь выявляются противоположные точки зрения на последствия тесных контактов с народами и институтами Запада. С одной стороны, - воздействию западной культуры портит и отвращает мусульман от Прямого Пути. Например, мусульманская молодежь, посещающая западные университеты. Они обнаруживают, что попадают в непривычные социальные ситуации, в которых практически не действуют традиционные для них социальные модели: тесные семейные связи, раздельная жизнь полов, устоявшиеся модели соблюдения ритуальных требований. Западный распорядок дня и расписание занятий не вполне удобны для совершения молитв в назначенные часы, да и рамаданский пост, по мнению многих, не способствует эффективной и плодотворной деятельности. С другой стороны, мусульмане-иностранцы, обучающиеся на Западе, нередко отыскивают друг друга если не из религиозных, то из культурных и языковых соображений малайзийцы, индонезийцы и бангладешцы, а также арабы и иранцы стремятся к созданию системы взаимопомощи. (Часто студенты-мусульмане разных национальностей сотрудничают в образовании студенческих ассоциаций). Мусульмане, попадающие, например, в Соединенные Штаты, четко противопоставляют свои ценности и обычаи господствующему в стране пребывания этносу и соответствующим образом приспосабливаются к ситуации, принимая то, что считают возможным принять, и, насколько это в их силах, сохраняя привычный образ жизни.
Мусульмане, которые приезжают на Запад, скорее стремятся укрепиться в своей вере, чем поддаться воздействию чуждого образа жизни. Во-первых, североамериканские и европейские общества — это общества со свободой печати, они обладают высокой степенью свободы ассоциаций и выражения собственного мнения, терпимо относясь при этом к инакомыслию и даже радикальным точкам зрения. Мусульмане и другие выходцы с Востока охотно образуют ассоциации и выражают взгляды, которые были бы запрещены у них на родине и могли даже повлечь за собой какое-либо наказание. Так, по иронии судьбы, мусульманские студенты пользуются на Западе благами превосходного научного и технического образования и в то же время дисциплинируют себя в области религии.
Вне всяких сомнений, когда мусульмане, получившие ученую степень на Западе, возвращаются на родину, они приносят с собой широкий спектр взглядов и реакций на западный и немусульманский образ жизни. Однако всем известно, что значительное число мусульман все же остается в западных странах в силу лучших экономических условий, возможности применить там свои профессиональные навыки и ряда других соображений. Присутствие этих людей привело к первому в истории значительному росту мусульманских институтов на Западе. Например, в современной Франции мусульмане составляют вторую по численности религиозную общину, далеко позади римских католиков, но впереди протестантов. Крупные мусульманские общины существуют в Германии и Соединенном Королевстве, а также в Нидерландах. В Канаде мусульманская община твердо встала на ноги, особенно в больших городах. Да и в Соединенных Штатах в настоящее время проживают, возможно, не менее пяти миллионов мусульман. Весьма важным является то обстоятельство, что возрастает число новообращенных, особенно среди афро-американцев, так что со временем мусульманские общины на Западе перестают быть, главным образо, этническими анклавами, но во все большей степени состоят из коренных жителей этих регионов, мирно сосуществующих с другими религиозными общинами, в частности иудеями и христианами.
Анна Фатима Вердик