Выборы во Франции поменяли политическую элиту страны. Откровенно анти-мусульманская риторика прежнего Президента Франции настроила против него большинство мусульман страны. Как отмечают наблюдатели, именно поддержка мусульман во многом сделала Француа Олланда президентом Франции. Вот такой парадокс – судьба страны, которая традиционно стоит на самых жестких (если не сказать жестоких) секуляристских позициях и руководство которой последние годы часто выступала с откровенно анти-исламистской риторикой, зависит от голосования мусульманского меньшинства.
Изменится ли политика Франции?
Прежний Президент Франции Николя Саркози видимо надеялся на националистически ориентированных французов, а среди меньшинства решил опираться на армянское население. Видимо по этой причине накануне выборов Президента во Франции был принят законопроект, который предусматривает уголовное наказание за публичное отрицание «геноцида армян». В высшей степени удивительно, что такой законопроект принят в республике, которая является наследницей Великой Французской революции 1789 года и чей девиз был «свобода, равенства и братство». Ведь Франция одна из прародителей демократической модели. Каким образом возможно запретить отрицание факта «геноцида армян», если это до сих пор в науке вопрос дискуссионный?
Также Саркози прославился борьбой с мусульманскими платками. В свое время он заявлял, что ношение хиджаба это не религиозный вопрос, это проблема касается прав женщин и их достоинств. Николя Саркози всегда выделялся своими правыми взглядами, собственно благодаря поддержке консервативно настроенного электората ему и удалось стать президентом. Не стоит сомневаться в том, что Саркози отлично понимает, что объявляя войну «платкам» он борется не за права женщин и их достоинство. Это культурная война – война за идентичность. На фоне мирового кризиса и неумолкающих скандалов вокруг личной жизни французского президента перевести внимание общественности на выдуманную проблему проще всего.
Ведь насколько серьезно можно воспринять заявление, что заставляя женщин против их воли снимать платок, власти борются за их права? Абсурд! Большинство исследователей, которые обращаются к теме женской мусульманской религиозности в светских странах, отмечают, что мы имеем дело с серьезным интеллектуальным вызовом, который современные мусульманки бросают западным ценностям.
Как показала практика такая политика, не принесла Саркози популярности. Скорее наоборот. Ведь такое неприкрытое неприятие мусульманских традиций в стране, где 5 миллионов человек являются этническими мусульманами, не может остаться без последствий.
Новый Президент Франции, памятуя об ошибках своего предшественника, сразу после своего избрания сделал несколько шагов в сторону мусульманского сообщества своей страны. В частности, в новое правительство, сформированное в основном из умеренно левых политиков, вошли три министра, исповедующих ислам, это Наджат Валло-Белькасем, Ямина Бенгиги и Кадер Ариф.
Тот факт, что именно мусульмане во многом помогли стать Олланду президентом и его шаги в сторону мусульманской общины Франции стал поводом для того, чтобы некоторые горячие головы предложили французскому президенту принять ислам. Сделано это было публично, через социальные сети и стало информационной бомбой. На самом деле, такие шаги только осложняют работу любого политика, который пытается улучить положение исламского населения в Европе и может только дискредитировать его работу. Так как критики такой политики всегда будут указывать на этот факт и отмечать, что подобная политика поддержки мусульман может привезти к социальному взрыву, по принципу «мусульманам палец в рот не клади, по локоть откусят!».
Для Олланда как социалиста мусульмане, прежде всего социальная группа, которая находится в сложном социальном положении, то есть угнетаемая часть сообщества. Его интересует, прежде всего, это, сама же религия ислам для социалиста, на самом деле, имеет второстепенное значение. Изменится ли в итоге общая политика Франции в отношении ислама, мусульман и мусульманских стран при Президенте Олланаде? Покажет время…
Айзат БИКМУЛЛИН