Удивительный поворот мы можем наблюдать сейчас в идеологии булгаризма, которая является одним из конкурентных концептов происхождения татарского народа. Совершенно неожиданно термин «булгаризм» стал востребован в около-фашистских и радикал-националистических кругах исламоненавистников, татарофобов и ксенофобов.
Наверное, многие жители Казани заметили, что на городских стенах иногда можно увидеть граффити с такого рода содержанием: «Русские и булгары против Кавказа» или «Русские и булгары вместе сила». Идея о том, что современные татары вовсе не татары, не тюрки и не мусульмане, а по происхождению являются ираноязычными языческими арийскими булгарами, стала одной из идеологических оснований для участия малолетней шпаны с тюркскими/татарскими именами в фашистско-националистическом скинхед-движении.
Конечно, для любого профессионального историка в высшей степени любопытным может стать очередной пример, пусть и маргинализированного, мифотворчества. Каким образом превратить первое тюркское государство, которое официально приняло ислам еще в 10 веке (в 922 году, а фактически и того раньше), в основу фашисткой анти-исламской и анти-тюркской идеологии? Все просто – начать капать еще глубже и найти пару племен иранского происхождения, которые за несколько веков до образования Волжской Булгарии присоединились к конгломерату булгарских тюркских народов, и на этом основании объявить булгар не тюрками и не мусульманами, а иранским арийским (куда уж без этого) языческим народом, который через какое-то время воспринял христианство(!).
Это мифотворчество, безусловно, находит генетические аргументы как самые главные в доказательствах о том, что волжские и дунайские народы являются на самом деле единым этносом, а христианство соответственно, безусловной, общей платформой для всех болгар.
Цель такого мифотворчества очевидна – оправдать то, что современные татары не имеют никакого отношения ко всем мусульманам мира, не имеют отношения к казахам, узбекам, туркам, азербайджанцам, туркменам и остальным тюркским народам. Таким образом, появляется повод для обоснования расового превосходства современных татар над тюркскими и мусульманскими народами. Ключевым здесь является доказательство, что русские и булгары это гораздо более близкие друг к другу народы. В связи с этим в группах, созданных в социальных сетях делается акцент на конструировании православной истории Волжской Булгарии, приписывая к ней крященых татар, чувашей и марийцев, которые к слову до 18 века оставались язычниками.
В одной из групп в социальных сетях есть такое описание идеологического обоснования этого молодежного маргинализированного течения: «Мы Булгары, а не татары! Истинное и исконно родное имя казанских татар является Булгары (Волжские). Мы против всякой азиатчины, которую нам навязывают испокон веков. Тюрки (азеры, узбеки, казахи, турки и т.п) нам не братья и никогда ими не были - это решает сам Булгарский народ, а не «татаристы» и прочая пантюркская ересь».
Кстати, тот факт, что в одной из социальных сетей появилось несколько групп посвященных булгаро-националистической теме, скорее всего, свидетельство целенаправленного заказа на «раскручивание» данной темы, которую помогают реализовывать не раз засветившиеся на почве провокаций и фальсификаций ряд казанских графоманов.
Стоит отметить, что если изучить существующие в социальной сети vkontakte.ru группы, пропагандирующие националистически ориентированный булгаризм, то из порядка 400 членов этих групп пользователей с татарскими фамилиями не наберется и 20 человек, большая часть из которых, судя по профилям, являются футбольными фанатами. За то много пользователей из Украины и других регионов России к татарам и Татарстану никакого отношения не имеющие. Таким образом, мы имеем дело с очередным фейковым (мифическим, выдуманным) продуктом, который нацелен на внесение раскола в татарскую нацию и дестабилизацию ситуации в центре России – Республике Татарстан.
По большому счету, такая ситуация это результат оголтелого булгаризма, который нашей республике достался еще с советских лет. Утверждение булгарской идеологии в советские годы имела своей цель культивирование изоляционизма татарского народа, его разрыва с великой ордынской традицией, как средства потери связи казанских татар с их тюркскими и мусульманскими братьями. Неудивительно, что этот концепт показался привлекательным для воспалённого сознания молодых фашиствующих футбольных фанатов, среди которых пропагандируется ненависть ко всему азиатскому, мусульманскому и вообще восточному.
Появление такой хоть и немногочисленной и безнадежно маргинальной булгаро-фашистской группы, тем не менее, должно стать сигналом для нашей интеллектуальной элиты, что излишнее заигрывание с булгарской теорией происхождения современных татар является опасной тенденцией.
Стоит отметить, что не менее вредным и опасным является в этом контексте радикальный ордынский концепт. Как показывает практика, «ордынцы» как правило, стремятся сильно принизить исламский компонент в татарской культуре, склонны к неоязычеству и прохладному (если не сказать негативному) отношению к мусульманам. Например, именно ордынцы горячо поддерживали идею установки тотемной скульптуры т.н. «хранительницы» в городе Булгар.
Как обычно, истина находится где-то посередине и для понимания происхождения современных казанских татар необходимо в должной мере учитывать и тюрко-булгарский, и тюрко-ордынский, и финно-угорский компоненты. Постоянные контакты (как политические, так и семейные) поволжских тюрков с сибирскими тюрками, крымскими татарами, славянами, татарами южной Волги, которые перемешиваясь в тюрко-мусульманском котле Волго-Уралья с 10 века формировали основу современной татарской нации. Насколько совершенно очевидным является тот факт, что современные казанские татары, как в языковом, так и в генетическом плане, имеют общие корни с казахами, турками, узбеками, киргизами, настолько же очевидным является тот факт, что в течение веков тюрко-мусульмане Волго-Уралья включали в свою орбиту финно-угорские и славянские племена. Также в течение тысячи лет тюрко-мусульмане нашего региона всегда были крепко связаны с такими мусульманскими центрами мира как Мекка, Медина, Стамбул, Бухара, Самарканд и т.д. Все это являются фундаментальной частью нашей истории и нашей культуры.
Поэтому заигрывание с булгаризмом, как и с любой другой идеологией, является опасной тенденцией, не учитывающей всю сложность и многоаспектность складывания татарской нации. Тем более социальные и политические последствия такого перекоса можно прогнозировать уже сейчас.
Ильдар ВАЛЕЕВ