Историческая европеизация Балкан привела к появлению нового политического ландшафта. ...
Один из известнейших деятелей революции 1917 года в России Лев Троцкий, будучи корреспондентом газеты «Киевская мысль», был послан на Балканы, чтобы освещать события Балканской войны. Осенью 1912 года Троцкий приехал в районы, населенные мусульманами, когда оттуда отступила турецкая армия, и был потрясен чудовищным зрелищем:
«С наступлением ночи начинается работа комитаджей [болгарско-сербские повстанцы]. Они вторгаются в турецкие и арнаутские дома и совершают там все одну и ту же работу: грабят и убивают. В Скопле 60 тысяч жителей, из них половина — албанцы и турки. Часть, правда, бежала, но подавляющее большинство осталось. И вот над ними-то и совершалась ночная расправа».
Тогда как от Троцкого ждали репортажей о победах славянских армий, вместо того, чтобы писать он решил вернуться в Россию: «Дальше я уж не в силах был выносить эту атмосферу — легких не хватало. Политический интерес и жуткое нравственное любопытство — посмотреть собственными своими глазами, как это делается, — совершенно исчезли, провалились. Осталось одно только желание: бежать как можно скорее».
Забытый рубеж: Балканы
Трагедия и страдания, пережитые мусульманами во время Балканских войн, были не первыми, выпавшими на долю мусульман за последние двести лет. На протяжении ста лет, в промежутке между греческой войной за независимость и Первой мировой, то есть, между 1821 и 1918 годами, погибли 5,5 миллионов османских мусульман, еще 5 миллионов стали беженцами.
Хотя после Тридцатилетней войны 17 века эта трагедия стала крупнейшей в Европе по количеству жертв и эмигрантов, европейская пресса и интеллектуалы всегда уделяли ей недостаточно внимания.
В европейской востоковедческой литературе Балканы изображались как неразумный и кровожадный «чужак» в Османской империи, и часто противопоставлялись мирному и демократическому Западу.
Был также придуман термин «балканизация», означающий разделение государства на более мелкие, враждебные друг другу административно-территориальные образования.
В уничижительном смысле «балканизация» является синонимом примитивного, отсталого, варварского. В последние двадцать лет вызванный наплывом иммигрантов процесс формирования поликультурной среды в европейских метрополисах получил название «балканизации» Европы.
С другой стороны, обратный процесс европеизации Балкан породил огромное количество человеческих трагедий в балканских обществах. То, что происходило при распаде Османской империи, было замещением имперской системы, поощрявшей культурную неоднородность и толерантность, новой европейской моделью национального государства.
Впрочем, для импорта национализма европейского типа на Балканы потребовалась трансформация неоднородного пространства империи, населенного различными этно-религиозными группами, и его превращение в гомогенную территорию одной нации и, как следствие, «зачистска» нежелательных национальных меньшинств.
В результате европеизации Балкан процент мусульман в регионе за последние 150 лет упал с 43 до 12. Хотя некоторые из 8 миллионов балканских мусульман проживают в независимых государствах Босния, Албания и Косово, мусульманские меньшинства в Болгарии, Греции, Македонии и Сербии все еще являются жертвами политики дискриминации и преследований.
Балканские национальные государства сочли свои мусульманские меньшинства «отсталым» и «нецивилизованным» пережитком презренного османского прошлого. Следовательно, правящие элиты попытались либо ассимилировать эти «чуждые» и «опасные» элементы, либо избавиться от них, вынудив к массовому переселению в Турцию.
Болгарские мусульмане: Чужие или одни из нас?
Мусульмане Болгарии – турки, помаки (мусульмане, говорящие на болгарском языке) и исповедующие ислам цыгане – в течение пятидесяти лет подверглись ассимиляции в рамках процесса модернизации болгарского государства, получившего название «процесс возрождения». В 1980-е коммунистический режим заставлял мусульман отрекаться от своей веры, традиций, языка и даже имен.
С крахом коммунизма и рождением демократии мусульманам вернули их культурные, политические и образовательные права. Они были представлены Движением за права и свободы, которое является третьей крупнейшей партией в парламенте, где имеет 37 мест из 240. В частности, в 2000-х движение стало коалиционным партнером различных кабинетов и играло важную роль в примирении различных этнических и религиозных групп.
Однако в последние годы Болгария переживает подъем шовинистического национализма в лице партии АТАКА, антииммигрантская и ксенофобская позиция которой сближает ее с аналогичными группами в Австрии и Франции.
Лидер партии Волен Сидеров (Volen Siderov), заработавший политическую популярность благодаря своему телевизионному ток-шоу, заявил, что национализм, проповедуемый его партией, направлен против «тюркизации Болгарии». Более того, Сидеров критикует коалиционные правительства, в состав которых входит Движение за права и свободы, и подчеркивает, что АТАКА «не позволила бы премьер-министру вновь надеть фески на головы болгар».
Недавно автомобильная авария в маленьком болгарском городе, где проживают болгары и цыгане, вызвала протесты против меньшинств и кровопролитие в крупных городах страны. Участники акций выступали «против всех общин-паразитов» под лозунгами вроде такого: «Цыганский террор: как долго это будет продолжаться, как долго мы будем это терпеть!»
Лидер партии АТАКА, выдвинувший свою кандидатуру на выборы в президенты Болгарии, которые назначены на 23 октября, тоже участвовал в митингах и призывал снести «цыганские гетто» и сформировать отряды народного ополчения.
Недавние события стали примером того, как манипуляция хрупким политическим балансом в болгарском обществе может привести к катастрофическим последствиям.
Болгария и ЕС не должны допускать, чтобы такие шовинистские партии, как АТАКА, беспрепятственно проповедовали национальную и религиозную ненависть, которая для меньшинств может обернуться трагедией.
Доктор Беглул Озкан (Dr Behlul Ozkan)
Al-Jazeera.net, перевод мусульманского портала «Ислам для всех»