То, что мы наблюдаем последние недели в Египте, является следствием тех глубоких процессов, которые происходят сегодня не только в Египте, но и в большинстве арабских государств.
Египетское общество стремится выработать для себя ту оптимальную модель государственной власти, представительства всех слоев населения и эффективного управления, которое бы в большей степени отражало специфику своего общества, своей страны.
По большому счету, в новейшей истории египтяне, как и большинство арабов, чаще всего находились под управлением различных сильных властных групп: колониальных, диктаторских, монархических. Система государственного устройства, западная по своему происхождению, не всегда выражала интересы египетского общества и в этом постоянном поиске себя и находится последние десятилетия египетский народ.
Вмешательство военных в политическую жизнь страны явление не новое для стран Ближнего Востока, а скорее обыденное. Совершенно очевидно, что это показатель гражданской незрелости этих обществ, поскольку тот факт, что граждане, из-за многочисленных митингов и протестов, доводят страну до военного переворота, позволяя легко свергать демократическим путем выбранную власть, говорит о том, что в египетском обществе не выработаны демократические механизмы смены элит. Если каждые новые выборы в этой стране будут сопровождаться революциями, миллионными митингами, военным переворотами и кровью, то ни о каком созидательном развитии и светлом будущем на ближайшее время для этой страны говорить не придется.
Конечно, для многих аналитиков было очевидно, что политическая партия, строящая свою программу на исламистских основах, придя к власти, будет иметь множество сложностей и проблем. Несмотря на то, что большинство населения Египта это мусульмане, которые практикуют ислам и являются людьми глубоко верующими, партия, которая веру превращает в элемент политики, обречена сталкиваться с тем противоречим, который имеется между религией и борьбой за власть. Тем более, когда речь идет о системе светского национального государства в рамках, которого данная партия должна функционировать.
Конечно, игнорировать религиозный характер населения Египта руководство страны (даже если это будут военные) впредь вряд ли сможет. Однако создание общегражданской платформы, которая бы объединяла активно практикующих и этнических мусульман, христиан-коптов, неверующих и просто колеблющихся, стоит для страны остро.
Наверное, вмешиваться в политическую жизнь Египта местные военные будут до той поры, пока само гражданское общество страны не созреет для того, чтобы создавать сильные политические партии с общей для большинства жителей страны платформой. Видимо Египту еще только предстоит пройти этот долгий путь, который, возможно, будет сопровождаться ни одной революцией и военным переворот. Однако выдержит ли такой сценарий страна? Возможно, имеет смысл учесть исторические ошибки и опыт своих соседей?
Тимур Шарафиев