Ислам играет огромную роль в политической жизни современной Турции. После прихода к власти в 2002 году происламского правительства партии Справедливости и Развития (ПСР) значение религии в стране выросло. Ислам, как политическая составляющая турецкого общества, был активен и ранее в период республиканской Турции, однако у власти в стране в течение почти 80 лет стояли секуляристы
С момента провозглашения республики Турция является свидетелем непростого взаимодействия европейской и исламской культур в своем политическом и правовом развитии. Порой это взаимодействие приобретает характер диалога и позитивного сосуществования, являясь образцом для других мусульманских стран, но достаточно часто оно превращается в острое соперничество и непримиримое противостояние. После прихода в кабинеты власти ПСР победу в борьбе между лаицистами (турецкими секуляристами) и исламистами одержали последние.
Без сомнения, главной электоральной базой лидера правящей партии Реджеп Тайипа Эрдогана считаются верующие . В своем большинстве они являются последователями религиозных орденов - суннитских джамаатов традиционного ислама.
Согласно опросу, проведенному турецкой социологической службой «Консенсус», в число наиболее многочисленных и влиятельных орденов современной Турции входят: джамаат Фетхулла Гюлена, сулейманджылар, джамаат Мензил и джамаат Исмаилага.
На протяжении всей истории республиканской Турции политики пытались привлечь голоса последователей этих орденов на свою сторону. Сообщения о том, кого поддержал или кому оказывает поддержку тот или иной джамаат, нередко встречаются в турецких СМИ. Почти каждая политическая сила в разные времена имела поддержку орденов, и, соответственно, каждый орден отождествлялся с той или иной партией. Если в начале 2002 года почти все последователи этих исламских джамаатов проголосовали за партию Справедливости и Развития, то по прошествии десяти лет у власти, лидер этой политической силы Эрдоган не у всех исламистов считается «своим».
ПСР больше всего опирается на последователей самого многочисленного ордена –джамаата Фетхулла Гюлена. Гюлен, проповедник из города Измир, завоевал большое количество сторонников не только в традиционно религиозной сельской среде, а среди городского населения, студентов, среднего класса и интеллектуалов. Популярным он стал благодаря религиозным проповедям и философским убеждениям о совместимости демократии и ислама, отрицанию экстремизма и поддержке толерантности и межрелигиозного диалога (встреча Гюлена и Папы Римского стала тому действительным подтверждением). В конце 90-х, после свержения военными происламского правительства Наджмеддина Эрбакана, турецкие власти, опасаясь роста и влияния на внутриполитическую жизнь страны, вынудили Гюлена покинуть Турцию. Измирского проповедника считали духовным лидером Турции и отождествляли с иранским Хомейни.
Среди последователей Гюлена – большое количество представителей крупного капитала Турции. По оценкам местных экспертов, сторонники Гюлена сегодня располагают капиталом в $50 млрд. Им принадлежат 200 частных лицеев, более 500 компаний и фирм. В Турции гюленисты выпускают 14 периодических журналов, популярную газету «Заман» («Время»), владеют телеканалом «Саманйолу» и двумя радиостанциями.
После прихода к власти председателя ПСР Эрдогана позиции сторонников Гюлена в Турции еще более усилились. Их либеральные взгляды совпадают с умеренно - реформистской политикой Тайипа Эрдогана. Гюленисты,как и эрдогановцы, выступают за ослабление влияния армии, укрепление и поощрение роста среднего класса и крупного капитала, приватизацию государственных объектов, и, что самое главное, возвращение страны к исламским истокам.
Успехи правительства Эрдогана в социально-экономической сфере и негласная поддержка гюленовского джамаата не могли не сказаться на политической популярности партии Справедливости и Развития среди граждан страны. На последних выборах, прошедших в 2011 году, каждый второй турок проголосовал за ПСР. Широкая электоральная поддержка связана с успехами правительства в последние годы.
Статистические данные свидетельствуют, что за 10 лет в Турции наблюдаются относительно стабильные показатели роста экономики на фоне мирового экономического кризиса и повышение уровня жизни населения. Уровень безработицы в Турции с момента прихода к власти ПСР снизился с 18% до 8%, в то время, как эта цифра в таких странах ЕС, как Испания, составляет 24,6%, Италия 11%, Греция 22,5% , Португалия 15% (во всех четырех государствах уровень безработицы достиг рекордных показателей).
Согласно сообщениям некоторых СМИ, негласной директивой правительства стало открытие более 300 мечетей в юго-восточной Анатолии, где курды составляют большинство населения страны. Религиозный фактор, считают исламисты Турции, способен положить конец курдскому сепаратизму в Турции. Помимо этого, в решении курдского вопроса Эрдоган добился действительных успехов. В Турции был снят запрет на теле- и радиовещание на курдском языке, начали издаваться курдоязычные газеты, публично обсуждалась курдская тема (что было немыслимо за многие десятилетия существования турецкой республики).
Большую поддержку Эрдоган имеет от т.н. джамаат Мензил (Мензил- село в Турции)- самого распространенного ответвления накшбендийского ордена Турции. Лидером джамаата является Абдульбаки Ерол. Отличительной чертой этого ордена является присутствие в его рядах большого количества «серых волков» (турецких националистов), что придает ордену религиозно-националистическую окраску. Большинство сторонников этого движения проживают в Стамбуле и Анкаре.
Приверженцы ордена имеют большую популярность среди студентов. Ерол считает что «дать образование одному студенту намного лучше, чем воспитать 70 набожных людей». Мензилчилер (последователи ордена) ратуют за получение образования и среди верующих, имея большую популярность среди турецких студенток, покрывающих головы.
Вместе с тем, за десять лет власти Эрдоган потерял поддержку среди двух других многочисленных турецких джамаатов. От ПСР отвернулся один из самых старейших орденов страны – джамааат Сулейман Хилми эфенди (сулейманджылар). Лидер сулейманджылар Турции Ахмет Дениз Олгун поссорился с Эрдоганом из-за отказа ПСР предоставить ему место в партийном списке. Вместо него правящая партия включила в список его родного брата, стамбульского лидера этого ордена Мехмета Олгуна. Ахмет Дениз обвинил Эрдогана в попытке расколоть орден, который считается вторым по числу приверженцев и обладающий большими финансовыми ресурсами в Турции. Неожиданностью стало поддержка сулейманджылар на прошедших в прошлом году парламентских выборах одной из крупных оппозиционных сил, партии Националистического Действия (занявшее третье место в парламенте страны).
Сулейманджылар получили такое название от основателя ордена Сулеймана Хилми. Основная деятельность ордена направлена на изучение Корана и создания частных общежитий- юртов, для студентов получающих религиозные знания. Эта идея возникла у Хилми в 1946 году, когда после упразднения в Турции однопартийной системы был снят запрет на создание религиозных учреждений. Хилми призвал своих сторонников обучать религии хотя бы одного-двух учеников, дабы сохранить религиозное наследие турецкого народа. С годами подобного рода частные общежития появились почти во всех уголках Турции, и за рубежом (особенно в Германии). Сегодня курсы изучения Корана, а вместе с ними и преподавание религиозные уроков в общежитиях - визитная карточка джамаата. Если обучение в престижных лицеях Фетхуллы Гюлена стоит немалых денег, то получение религиозного образования у сулейманджылар обходится недорого. Выпускники юрта становятся имамами в мечетях, учителями арабского языка, Корана, их диплом признается Министерством по религиозным делам Турции. Кстати, по утверждениям турецких СМИ, сулейманджылар составляют костяк в этом министерстве.
Замыкающий четверку по числу приверженцев турецких орденов джамаат Исмаилага презентует себя как общество знаний и братства. В Турции он считается наиболее консервативным из традиционных джамаатов: мужчины носят длинную мусульманскую одежду - джуббе, не сбривают бороду, ходят в шароварах, а женщины покрывают себя черной чадрой. Фактический лидер ордена, скандально известный проповедник Джуббели Ахмет, назвал Эрдогана другом христиан и иудеев, вычеркнув орден из числа сторонников ПСР. Проповедник подвергал критике Эрдогана его прозападную политику на частых телевизионных выступлениях. Джубели Ахмет был посажен в тюрьму за разжигание национальной и религиозной розни в 1999 году, проведя в местах лишения свободы 13 месяцев. В прошлом году он был вновь арестован и обвинен в связях с мафией. Сторонники джамаата считают его последний арест местью за критику властей.
Борьба за голоса верующих в Турции – неотъемлемая часть политики. От политических позиций джамаатов зависят пристрастия избирателей. С приходом к власти умеренных исламистов значение джамаатов только возросло, но, как видно из нынешней ситуации, в среде происламиских граждан Турции наблюдается раскол в вопросе поддержке нынешнего премьер-министра Эрдогана. Правящая партия теряет однозначную поддержку среди «своих». На этом фоне ПСР старается завоевать симпатии не традиционного для нее электората. В часности, уменьшая роль армии и судебных органов, она заявляет об укреплении гражданского общества; увеличивая социальные пособия, привлекает себе немало малоимущих избирателей, равнодушных к исламским настроениям Эрдогана, и заручается поддержкой курдов.
Таким образом, хотя Турция распрощалась с османским прошлым, влияние религии в политике страны отнюдь не отошло на второй план. Сегодня политический ислам, завуалированный в реформистскую оболочку, уже 10 лет диктует правила в Турции. Турецкая модель умеренного ислама стала актуальной и образцовой для победивших революций арабских стран. Сможет ли Эрдоган удержать Турцию в этом амплуа, теряя поддержку в среде турецких орденов, покажет август 2014 года, когда в стране пройдут первые прямые президентские выборы. На них ожидается выдвижение кандидатуры всесильного премьера.
Асиф Алиев, Информационное агентство «УММА»