Шестой внеочередной Съезд мусульман Татарстана запомнится самым спокойным собранием в новейшей истории республики. На нем не было каких-либо причин для организации шоу и представлений, переходящих в острые прения, дискредитирующие имидж и образ мусульман. Съезд прошел тихо, поэтому ближайшие четыре года все ждут от муфтия Камиля хазрата Самигуллина и от его команды продуктивной работы и благоприятной религиозной атмосферы для уммы Татарстана.
Съезд без шума – гарант стабильности
На предыдущих Съездах, когда избирали муфтием Гусмана Исхакова и Илдуса Файзова, формальная церемония обычно сопровождалась скандалами, что не красило мусульман. Были открытые противники у Гусмана Исхакова, а у Илдуса Файзова тем более, но муфтиями они все равно избирались. Хотя, их избирали большинством голосов, все же я думаю, что это было неправильно. Потому что, если у духовного лидера есть недоброжелатели, то это приводит к масштабным проблемам. К примеру, амбиции экс-муфтия Илдуса Файзова погубили не только его, но и ударили по имиджу и стабильности республики. К большому сожалению, статус муфтия и ДУМ в последнее время сильно упал. А вот у Камиля Самигуллина каких-либо противников не оказалось – все делегаты единогласно, включая кандидатов, избрали его муфтием. Это, как считают эксперты, послужит гарантом на будущее и привнесет стабильность и спокойствие в религиозную жизнь Татарстана. Но все же, стоит отметить, что многое будет зависеть он политики самого муфтия: какой она будет, такой будет и результат.
Все началось в лихие 90-ые
Вообще для чего создали независимое ДУМ РТ от ДУМЕС (ЦДУМ) в августе 1992 года? Добились ли те поколения, которые отделялись, того, чего они хотели изначально? И понимает ли современная мусульманская молодежь чаяния лихих 90-х?
Помнящих август 1992 года, когда учредили независимый муфтият во главе с Габдуллой Галиуллиным от председателя ДУМЕС – Талгата Таджуддина, остается пока еще очень много людей. Создание ДУМ Татарстана, при поддержке и влиянии татарского национального движения, было объективным и естественным процессом. В начале 90-х татары стремились к независимости во всех отраслях, включая и религиозное составляющее, что привело к распаду единого татаро-башкирского муфтията ДУМЕС. Но мусульмане тогда хотели независимости от российского муфтията, да и поводом для разделения стала проводимая политика Талгата Таджуддина, которая многих перестала устраивать. Хотя, распад ДУМЕС, по моему мнению, явился большой ошибкой для татар, и мы еще не осознаем этого полностью, но дело уже сделано и Татарстан избрал своего четвертого муфтия.
Причиной поддержки со стороны ученых, идеологов создания независимого ДУМ РТ, в то время также послужила демократическая волна и искренние чаяния того поколения. Сторонники просветительского крыла татарского национального и религиозного движений с новым ДУМ связывали образование, просвещение татар, надеялись, что муфтият будет генератором идей для татарского народа, возродится система национального управления под названием махалля. Но ожидания не оправдались – ДУМ Татарстана стало центром клана, финансировавшегося из зарубежных источников, а не татарского просвещения. Да и интеллекта не хватало.
Понятие традиционного ислама отстояли
Хотя, период правления Файзова запомнился волнениями для уммы Татарстана, но все же, надо признать, что именно в эти два года отстояли понятие традиционного ислама, и в нем прочно утвердился татарский фактор. Но не стоит напрямую это связывать с муфтием, имамы, да и народ сам созрел до такого этапа. Отрадно, что теперь имамы не высказываются против татарских традиций, посещения Шахри Булгара, не отрицают татарский язык, что было естественным явлением в определенные периоды работы ДУМ РТ. Что делать дальше? Надо естественными путями помогать процессу развития традиционного ислама, совершенствуя тактику и методы к его призыву. Нельзя забывать, что для этого надо начать воспитывать молодых ученых, таких как Марджани, Фахреддин, Баруди. Все же историческое наследие это одно, но время ставит новые проблемы и современные требования.
Городская махалля и фетва о татарском языке
Главными задачами нового муфтия должны стать развитие городской махалли, сохранение татарского языка в мусульманской умме, ведение эффективного диалога с народом. Отчуждение ДУМ, во главе которого стоит муфтий, от народа – может обернуться полным крахом и капитуляцией перед радикалами. Муфтий всегда являлся связывающим звеном народа и власти от чего зависела стабильность в обществе. Но во всем должна быть мера. Умма – это живой организм, пчелиная уля, требующая конструктивности, любые резкие шаги и вмешательства в дела мусульман могут дать негативный эффект.
Надо понимать, что большая часть мусульман проживает в городах, исходя из этого, следует создать концепцию городской махалли. В дальнейшем имамы должны отвечать за народ своего квартала, привлекать народ в жизнь махалли, разрабатывать разные полезные проекты для жителей квартала, организовывать мероприятия, результат не заставит себя ждать – тем самым, сократится число радикалов, сектантов, алкоголиков и наркоманов. Пора уже имамам слезть со своих иномарок и стать ближе к народу. Сегодняшний метод работы имамов, которая заключается в собирании садаки в мечетях и проведении только молитв, полностью устарела и так больше не может продолжаться. Нужна активная работа, особенно социальная, которая является реальной опорой для народа. Также следует подумать муфтию про фетву об изучении и использовании татарского языка в жизни уммы.
В общем, Татарстан начал жить с новым муфтием. Можно пожелать только одного – успешной работы и реализовать упущенное, пока не поздно.
Александр Долгов