Равновесие между духовным и материальным мирами – приоритет от Ислама.
В последнее время стали актуальными темы разговоров, которые касаются именно материальной стороны жизни. Сегодня, по современным меркам, не так уж и важно, какой ты человек: порядочный, добрый и честный или совсем наоборот? И мало кто станет обращать внимание на твою доброту и честность, если у тебя по каким-то причинам нет денег. Стало очевидным фактом, что сегодня жизнь некоего человека посвящена только материальной добыче, а не приобретению духовных богатств. Современный человек стал роботом по добыванию денег. И сегодня неуемная любовь к преходящим благам этого мира является основной причиной возникновения таких негативных моральных качеств, как алчность, жадность, зависть, высокомерие и многих других, наличие которых причиняет страдания не только окружающим, но, в первую очередь, самому их обладателю. И все это лишает сердце человека божественного света, в результате чего наступает духовная деградация.
Поэтому мы должны осознать происходящее с нами: если мы не изменим ситуацию, то уверенно придем в тупик безнравственности и антигуманизма. И если не сегодня, то завтра...
Равновесие между духовным и материальным мирами – приоритет от Ислама
Наш Создатель желает нам наилучшего: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» (2:185). Он установил определенный гармоничный порядок нашей жизни и четко определил утерянное многими равновесие между духовным и материальным мирами: «А при помощи того, что Аллах даровал тебе, стремись обрести обитель будущей жизни. Не пренебрегай и долей твоей в этом мире, твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих» (28:77).
Поэтому верующий не разграничивает религиозный и светский образы жизни – для него они дополняют друг друга в такой гармонии, которую редко или никогда не увидим в других религиях или законодательствах. «... ведь Мы ничего не упустили в этом Писании, – а потом все они будут собраны перед своим Господом» (6:38).
Мирская жизнь – инструмент для счастья в загробной жизни
Безграничную милость явил Всевышний Аллах своим рабам – Он дал в пользование человеку земную жизнь со всеми возможными благами. В лучшем положении оказывается тот, кто сумеет противостоять искушениям и соблазнам, изобилующим в мире, и использовать эту жизнь для загробной.
Ведь блага в загробном мире – вечны, и вознаграждены ими будут лишь те, кто предался всей душой Аллаху. Тогда как блага земной жизни лишь преходящие и не всегда могут по тем или иным причинам попасть к тем, кто их заслуживает.
Жизнь в погоне за…
Если посмотреть со стороны, как проживает жизнь человек, то становится очевидным, что человек проживает жизнь «в погоне за»: за продуктами питания, за модной и стильной одеждой, за техническими новинками, престижными автомобилями. В конечном итоге все сводится к тому, что понятие счастья-несчастья сводится к понятию обладать - не обладать. Обманчивый мир всегда пытается обольстить человека своими украшениями, Ближний мир с его прелестями и наслаждениями подобен обманчивому миражу, манящему к себе жаждущих путников пустыни. Когда путники подходят ближе, а подходят они только после преодоления большого расстояния в погоне за миражом, они понимают, что это всего лишь оптический обман. Они не нашли воды, а их жажда стала еще сильнее. Так и мирская жизнь. Обманутые ею люди десятилетиями гонятся за иллюзиями, а когда годы подходят к концу, они вдруг осознают, что жизнь провели впустую и даже не пытались достичь главного.
Душевная зависимость от мирской жизни: вот в чем проблема!
Весьма важной особенностью в Исламе является внутреннее отношение человека к мирскому и его душевная зависимость от мирской жизни. Ислам не признает ярого аскетизма. Он не порицает мирскую жизнь, не призывает к бедности. Пророк Мухаммад, да пребудет над ним мир и благословенье Всевышнего, сказал: «Поистине, Аллах любит, когда по рабу Его видно, что Он оказал ему милость Свою» (ат-Тирмизи и аль-Хаким). Известно также, что он одобрял действия мусульман, умело зарабатывающих и наживающих себе состояние: «Нет ничего дурного в том, чтобы быть человеку богатым, если он страшится Аллаха» (Ибн Маджа, Тиджарат, 1).
Но проблема заключается в том, что если человек, обуреваемый страстями, потакает своим прихотям, забывая, ради кого он здесь, то фактически он будет балансировать на грани между верой и многобожьем…
Ведь Всевышний сказал: «Разве ты не видел того, кто взял своим богом страсть, и Аллах сбил его с пути при Своем знании и положил печать на его слух и сердце, а на его зрение положил завесу» (сура «Коленопреклоненная», аят 23).
Променять жизнь следующую на эту – великая потеря
Конечно, совершенно неправильно уклониться от участия в мирских делах, в земледелии, животноводстве, производстве и прочее. Но всегда нужно отдавать предпочтение приобретениям в жизни иной.
В толкованиях к словам Пророка «Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник» ан-Навави пояснял: «Этот хадис является основой, направляющей человека к тому, чтобы он связывал поменьше надежд с миром этим, ведь верующий не должен считать его постоянным местом своего пребывания и склоняться к нему, но ему следует быть в этом мире подобным чужеземцу, который готовит все необходимое к отъезду и пребывает в постоянной готовности к наступлению обещанного Дня». Именно таким в жизни был посланник Всевышнего, да пребудет над ним мир и благословенье. Он во всем следовал своим словам: «Если бы у меня было золото величиной с гору Ухуд, оно не задержалось бы у меня более трех дней». Это явно указывает, что Пророк, да пребудет над ним мир и благословенье, всегда предпочитал жизнь иную этой жизни.
Всевышний установил, что наше богатство, имущество не должно быть для нас дороже, чем любовь к Нему и Его Пророку: «Скажи (Мухаммад): «Если ваши отцы, сыновья, братья, супруги, ваши семьи, накопленное имущество, торговля, застоя которой вы опасаетесь, и жилища, которым вы радуетесь, если все это милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба за Его дело, то ждите же, пока не исполнится воля Аллаха. Ведь Аллах не наставляет на прямой путь грешных людей» (9:24).
Главный вопрос: Что делать?
Сегодня перед всеми нами стоит главный вопрос: так что же нам делать, мы хотим позитивных сдвигов и перемен. Пусть каждый из нас посмотрит на себя, начнет с себя и сам станет жить по законам, установленным Богом.
Ведь Мы не можем жить, как животные, – только кушать, спать и ни о чем не думать. Ведь Аллах задумал и создал нас не такими: «Несомненно, Мы даровали почет сынам Адама и по Нашей воле они передвигались по земле и морю, Мы наделили их благами и дали им явное превосходство над другими тварями» (17:70). Поэтому все зависит от силы нашей убежденности в истине слов посланника Всевышнего, да благословит Его Всевышний и приветствует, который сказал: «Площадь, которую занимает плетка в раю, лучше, чем весь этот мир и все, что на нем есть» (Аль-Бухари).