К нам в редакцию поступило письмо социального характера. В наши дни так много «кричат» о доступной среде для людей с ограниченными возможностями, что порой начинаешь верить, неужели, действительно, у нас в стране начали думать о тех, про которых все давно забыли. Но, к сожалению, на деле далеко не так. Вы и сами в этом убедитесь, прочитав следующее письмо незрячего человека.
2 декабря в 9:30 я проезжал по улице Московская, мне необходимо было попасть к ЦУМУ, где меня на тот момент ждали. Автобус маршрута № 37 гос. номер Т 153 ТТ от останови «Детский мир» ехал совсем не по назначенному маршруту, проехав по «Булаку» он повернул на «встречку», потом проехал до поворота и ушел на Московскую, после Чернышевского повернул вновь на Булак и, несмотря на мою просьбу возобновить правильный маршрут, продолжал ехать по-своему. Кондуктор, видимо, человек азиатской национальности, на любой мой вопрос отвечал что он ничего не знает. Я попытался узнать у него номер автобуса, но ответа не последовало. Позднее одна из пассажирок этого автобуса подсказала мне гос. номер транспорта.
Из-за «путешествий» этого автобуса я опоздал на встречу с человеком, который меня так и не дождался. При этом, хочу отметить, что я один прошел от стадиона до ЦУМА, переходя несколько раз проезжие части. Я понимаю, что такое возможно в случае пробок, но в тот момент вся улица Московская была свободна.
Я позвонил на горячую линию министерства по транспорту, где мне обещали разобраться, но пока я от них никакого ответа не получал и до сегодняшнего дня пока никто не интересовался происшедшим.
До этого происшествия на улице Павлюхина я пытался сесть на автобус, но не смог этого сделать самостоятельно, так как между остановкой и проезжей частью находились снежные сугробы, сдвинутые с дороги в бок. Никаких проходов между ними не оставили и, сами представляете, незрячему человеку самостоятельно вообще нет возможности сесть в автобус. Это сделать я смог только с помощью прохожих. О какой доступности транспорта вообще может идти речь в такой ситуации?
Отдельным пунктом нужно отметить тротуары вдоль домов, которые постоянно бывают загромождены автомобилями, и нет никакой службы куда можно было бы обратиться по данному вопросу. Прошу вас поднять данную тему в ваших публикациях.
Хаертдинов Идрис Адипович, г.Казань.
По данным Министерства труда и социальной защиты (Минтруд), на сегодняшний день инвалиды составляют почти 10% от населения России (12,9 млн человек). Это примерно соответствует доле инвалидов в общей численности населения стран Европы и Северной Америки.
Известно, что подведены итоги реализации госпрограммы «Доступная среда» в уходящем году. О достижениях, ориентирах и планах на среднесрочный период, в рамках заседания Координационного Совета по контролю за реализацией государственной программы «Доступная среда» много говорил Заместитель Министра Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Алексей Вовченко. Он говорил, что в 2012 году наша страна ратифицировала конвенцию ООН о правах инвалидов. В этом смысле, программа «Доступная среда» стала тем рычагом, который призван реализовать положения этой конвенции на практике. Результаты проработки программы пока что. В Также он отметил, что 2011-2015 годах бюджет на реализацию программы «Доступная среда» составил 180 млрд. рублей. А в 2012 году на подготовку соответствующих специалистов и материально-техническое снабжение подобных учреждений было выделено 47 млн. 850 тыс. рублей. Для нас это, конечно, звучит убедительно, но давайте послушаем мнения тех людей, для кого это все делается.
«Из дома я практически не выхожу, так как сложности инвалидов остерегают на каждом шагу, начиная с подъездов, - рассказывает Мария Петровна Одинцова. - Моя сестра живет и работает в Америке уже много лет, в прошлом году мне удалось побывать у нее в гостях. Отвезла меня моя дочь, иначе просто не представляю, как бы я туда добралась. Если честно, очень долго решалась на эту поездку, оказалось, напрасно я переживала. Те года, что я просидела дома столько лет, сменились двухнедельной радостью. Они заставили по-другому на все смотреть. Представьте мое изумление. Я увидела прекрасную страну с прекрасными возможностями для людей с ограниченными возможностями. Америка – настоящий рай для инвалидов. На каждом шагу я чувствовала к себе со стороны общества уважение и понимание. Стоило мне только подойти к дороге, как все машины, словно давние мои друзья, сразу же останавливались, любезно предлагая мне перейти дорогу. Я была очень шокирована от такого внимания людей к своей персоне. Для облегчения движения мы взяли на прокат кресло-коляску с электроприводом. И вот, набравшись смелости, я начала его осваивать. Я села на коляску и с удовольствием поехала по улицам Вирджинии. Вы не поверите, улицы как будто бы покрыты «паутиной» съездов и пандусов. Мимо меня проезжали автобусы, оборудованные подъемниками для инвалидов. Кругом синели, как «светлячки», знаки «Инвалид на коляске», показывая и обозначая места для парковок автомобилей инвалидов. Я инвалид со «стажем» по-настоящему поняла и прочувствовала, что такое жилая доступная среда для инвалидов и независимость, о которой так много и давно говорят в России. Мне есть с чем сравнивать», - говорит Мария Петровна.
Лишний раз мы убедились, что все познается в сравнении. Теперь вечный вопрос: кто же виноват? Наше законодательство с ее шероховатостями, или люди, которые относятся к инвалидам не так как ко всем? Так или иначе, мы должны понимать, что в силу ограниченности возможностей этим людям и так живется «несладко», так можно быть хотя бы чуточку внимательнее к ним. А им лишь остается только надеяться, на то, что «Доступная среда» в своем понимании, когда-нибудь, оправдает свое название.
Анна Фатима Вердик