Действия муфтия Чечни Султана Мирзаева, покинувшего пост первого зампреда Координационного Центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), с одобрения главы Чечни Рамзана Кадырова, поставило под сомнение необходимость дальнейшего существования этой организации. По мнению религиозного деятеля, КЦМСК полностью дискредитировал себя.
Желая спасти организацию, глава Центра Исмаил Бердиев предложил возглавить его муфтию Дагестана Ахмаду Абдуллаеву, который от предложения отказался. Кстати, последние действия председателя ДУМД все чаще находят одобрение и поддержку со стороны верующих дагестанцев.
Перед Координационным центром ставились совсем иные задачи по развитию ислама в регионе, борьбе с экстремизмом и терроризмом, но руководство Центра так и не справилось с поставленными целями. Многие эксперты видят в этом не стечение обстоятельств, как пытаются оправдаться религиозные деятели, а закономерность, ставшую таковой из-за бездействия руководства организации, в том числе улучшения работы Центра и расширения своего влияния в СКФО и других регионах страны.
Многие считают, что деятельность КЦМСК превратилась в банальное награждение друг друга различными орденами и медалями, а реальной работы по налаживанию диалога и преодолению раскола среди регионального мусульманского сообщества не было и нет.
Возможно, что судьба Центра может затронуть и другие годами устоявшиеся мусульманские общественные и религиозные организации. Это касается и групп, представляющих интересы различных муфтиятов Северного Кавказа и страны в целом. Очевидно, что произошел фигуральный разлад по линии «свой» или «чужой».
Совет КЦМСК на очередном заседании в Москве 18 апреля принял решение сохранить пост председателя организации за муфтием Исмаилом Бердиевым. Такое решение вполне понятно в свете последних преобразований в Координационном центре, так как это напрямую затрагивает интересы и самого Совета КЦМСК.
Заслуга чеченского муфтия в том, что он послал ясный и своевременный сигнал руководителям всех мусульманских организаций страны о том, что необходимы срочные перемены, все застоялось и нет никакого развития ислама, тем более если учесть стремительное продвижение салафизма в регионе.
Те же, кто не согласен с Султаном Мирзаевым, предполагают, что муфтию надоела позиция второго лица в Координационном центре и он решил создать свою структуру с помощью Рамзана Кадырова, имеющего огромный авторитет и влияние в мусульманском мире. А его личные знакомства с семьей короля Саудовской Аравии дают ему серьезные финансовые возможности. Такая ситуация может дать определенный импульс в придании Чечне роли абсолютного лидера в религиозно-политической ситуации на российском Кавказе.
Не вызывает сомнений пока лишь то, что КЦМСК изжил себя, хотя сам глава Центра уверяет, что в возглавляемой им организации будут проведены реформы, отвечающие современным вызовам и требованиям региона. Согласно новым изменениям, полномочия председателя КЦМСК продлят с трех до пяти лет. Кроме того, создан исполнительный комитет, в который войдут по одному делегату от каждого духовного управления мусульман в составе Центра.
Вопрос в том, помогут ли эти слегка запоздалые действия. Центр не сумел объединить даже глав духовных управлений всех республик Северного Кавказа, чтобы совместными усилиями решать проблемы региона в целом. Не ведется работа с ошибками и не разрешаются противоречия между муфтиями Северного Кавказа, а также по-прежнему отсутствуют новые лица, допуск которым заказан.
Кроме того, при всех закулисных играх, по мнению многих экспертов, изучающих внутриконфессиональную среду, не дан ответ и остается самым интригующим вопрос: кто именно претендует на первенство в исламе и почему не происходит объединения уммы Северного Кавказа?
Руслан Гереев "Настоящее время"