На прошлой неделе король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель-Азиз Аль Сауд подписал указ, разрешающий женщинам получать права и водить автомобиль. В указе говорится, что право женщин на вождение автомобиля должно быть реализовано в соответствии с законами шариата
«Принять применение положений правил дорожного движения и его исполнительных правил, включая выдачу водительских удостоверений, как мужчинам, так и женщинам, а также сформировать комитет министров высокого уровня для изучения необходимых мер по обеспечению соблюдения правил», – говорится в тексте документа.
Саудовская Аравия до этого момента оставалась единственной страной мира, запрещающей женщинам водить.
Спустя сутки после появления исторического заявления мировые автопроизводители начали поздравлять своих новых клиентов – арабских женщин. Соцсети Nissan, Ford и Volkswagen запестрели изображениями саудовских женщин с подписями в различных вариациях: «Добро пожаловать на место водителя». Например, в аккаунте Nissan Middle East опубликовано поздравление и фотография номерного знака, арабские и латинские буквы на котором, соответственно, – بنت и girl (оба слова переводятся как «девушка»).
Источник фотографии: zr.ru
В аккаунтах Volkswagen Middle East и Ford Middle East появились тематические креативные баннеры и поздравительные подписи к ним. «Теперь ваша очередь садиться за руль», – переводится подпись к посту Volkswagen, а слоган на изображении означает «Мой путь», а в английском варианте того же баннера – «Моя очередь».
Автоконцерны теперь получили новую задачу продвижения своих автомобилей женщинам на этой волне снятия запрета на вождение.
Возможности для автопроизводителей в Саудовской Аравии появляются немалые: страна занимает 21-е место из 198 мировых автомобильных рынков и является крупнейшим импортером автомобилей. После вступления указа в силу (а это июнь 2018 года) в регионе количество водителей возрастет на несколько миллионов. Сегодня в регионе количество женщин в возрасте от 15 до 54 лет составляет более 8 млн, кроме того в стране проживают 2,7 млн женщин, не имеющих гражданства Саудовской Аравии.
Теперь стране предстоит менее чем за год создать соответствующую инфраструктуру: сформировать автошколы для женщин и разработать процедуру выдачи им водительских прав.
Источник фотографии: zr.ru
Кроме того, теперь водителям-мужчинам придется учитывать психологию поведения женщин на дороге в типичных ситуациях и относиться к ним с должным уважением. В этом вопросе скорее больше положительных моментов, чем отрицательных: экспертами давно доказано, что женщины за рулем ведут себя менее агрессивно, более аккуратно и ответственно. Даже с достаточным стажем вождения женщины не лихачат на дороге, не показывают «вот как я умею», а продолжают размеренно и четко следовать правилам дорожного движения.
За рулем в знак протеста
Правозащитники Саудовской Аравии горячо приветствовали исторический указ. Активистки Саудовской Аравии в течение 25 лет добивались права водить автомобили, пишет агентство Reuters. Они обращались к королю и размещали в соцсетях ролики за рулем, за что подвергались преследованиям.
Источник фотографии: inosmi.ru
Так, в начале 90-х несколько десятков активисток попытались организовать демонстрацию, чтобы добиться права на управление автотранспортом. Но добились лишь наказания: их временно посадили, отстранили от работы и лишили паспортов. Примерно через год после протеста они вернулись к работе и получили обратно свои паспорта, но за ними продолжалась слежка, им также было отказано в повышении на службе. В последующем женщины неоднократно проводили кампании и подавали петиции, но тщетно.
В 2008 году адвокаты, выступающие за права женщин водить, собрали около 1000 подписей в надежде убедить короля Абдаллу снять запрет, но тщетно. В день 8 Марта в 2008 году саудовская феминистка Ваджеха аль-Хувайдер разместила видео на YouTube, где она находится за рулём машины в сельской местности и комментирует:
«Я бы хотела поздравить всех женщин, которые через борьбу получили свои права, и надеюсь, что каждая женщина, которая продолжает бороться за свои права, однажды получит их».
Источник фотографии: satuharapan.com
В 2011 году сформировалось движение Women2drive под лозунгом «Научите меня водить так, чтобы я могла защитить себя», катализатором которого стала «арабская весна», завершившаяся политическими реформами. В движении главную роль играла активистка Маналь аль-Шариф. Она вела пропаганду в Facebook, выкладывая ролики, запечатлевшие ее за рулем. Неоднократно за такое дерзкое поведение аль-Шариф задерживали, но отпускали под обещание не водить машину и не общаться со СМИ. Ее последовательницу Шему Джастанийя из города Джидда в июле 2011 года за вождение автомобиля приговорили к 10 ударам плетью. Однако тогда король Абдалла проявил милосердие и отменил приговор.
В начале 2012 года правительство решило создать общенациональную автобусную систему только для женщин. Активисты разделились во мнениях: одни поддержали идею, утверждая, что это снизит частоту сексуальных домогательств таксистов и транспортные расходы, а другие раскритиковали, утверждая, что это не является признанием прав женщин на вождение.
С 2013 года за женщиной закрепили право использовать средство передвижения только в сопровождении махрама.
Источник фотографии: turist.delfi.ee
Маналь аль-Шариф после опубликования решения короля написала на своей странице в Twitter: «Сегодня последняя страна на Земле разрешила женщинам водить. Мы сделали это!».
Почему король изменил закон?
Саудовская Аравия до 26 сентября оставалась единственной страной в мире, где представительницам прекрасного пола было запрещено водить машину. Неофициальный запрет был введен еще в 1957 году. И если в сельских районах на женщин-автомобилистов смотрели сквозь пальцы, то в городах этот запрет соблюдался неукоснительно.
Что же заставило короля Саудовской Аравии отказаться от столь строгого закона в отношении женщин? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд, и вскрывает целый пласт проблем современности, которые влияют на состояние самой традиционной, с точки зрения Ислама, стране.
Внешне все выглядит довольно просто.
Согласно тексту указа, король Салман бен Абдель-Азиз Аль Сауда, принимая решение, «взвесил плюсы и минусы» действующего запрета, а также прислушался к рекомендациям Совета старших ученых.
«Мы ссылаемся на то, с чем согласилось большинство членов Совета старших ученых — первоначальное исламское правило в отношении вождения женщин… является необоснованным и не базируется на серьезных доводах. Ученые не видят причин не позволять женщинам ездить», — говорится в тексте указа.
Также в тексте отмечено, что новые правила в отношении вождения женщин, «если на то будет воля Аллаха», вступят в силу в июне 2018 года.
Посол Саудовской Аравии в США Халед бен Салман в свою очередь назвал снятие запрета на вождение автомобиля женщинами «огромным шагом вперед». Также он сообщил regnum.ru, что для получения прав женщинам в Саудовской Аравии даже не потребуется разрешение родственников-мужчин, что до сих пор является необходимым при получении загранпаспорта, пересечении границы, вступлении в брак. Также не требуется нахождения рядом с водителем-женщиной мужа или другого родственника мужского пола.
Источник фотографии: zr.ru
А что скрывается под простыми и логичными объяснениями падения последнего оплота запретов для женщин на Ближнем Востоке?
Оплот порядка разрушен
Король отдал позиции. Исламские фундаменталисты хранят молчание. Феминистки празднуют победу. Как это стало возможным в богатейшей стране, являвшейся оплотом нравственности?
Одной из причин экономисты называют глубочайший кризис в Саудии с тех пор, как в 1938 году здесь стали добывать нефть. Низкая цена на черное золото сократила доходы страны вдвое. В 2015 года дефицит бюджета составил 90 миллиардов евро. Как результат – страна обзавелась долгами.
Вторая причина, также глобального свойства, – разрушение порядка «арабской весной», войнами в Ираке, Сирии и Йемене. Стабильность королевства подтачивается исподволь и постоянно борьбой могущественных держав за свои позиции в регионе.
Как следствие этих глобальных угроз безоблачному существованию страны мы наблюдаем ослабление хватки моральных стражей короля. Религиозный истеблишмент задается более важными вопросами, чем вопросы харама, а именно: удастся ли снизить зависимость от нефти? Победит ли Саудовская Аравия в борьбе против джихадистов?
Источник фотографии: bbc.com
Экономический кризис вызвал к жизни множество других вопросов. Один из них – дорогая и жестокая война в Йемене, унесшая жизни 10 000 мирных жителей. Стоило ли вмешиваться в эту войну? Станет ли спасением от кризиса продажа части государственного нефтяного концерна Saudi Aramco?
История имеет привычку повторяться. Вот и сейчас страна подошла к переломному моменту в истории своего существования: необходимо перераспределение свобод и привилегий, финансов и благ, прав и обязанностей.
Соглашение династии Саудитов с суннитскими ваххабитами 250-летней давности подошло к логическому завершению. Возможно ли сегодня в условиях новых вызовов современности сохранить баланс обоюдной выгоды – большой вопрос. В Саудовской Аравии выросло новое поколение людей, которым уже не хватает воздуха в исторических ограничениях. Страна находится перед выбором того, что может противопоставить экономическому кризису, политической неуверенности и общественному несогласию.
Молодые люди с надеждой смотрят на своего ровесника, 31-летнего принца Мухаммада ибн Салмана, исполняющего обязанности наследного принца. Кроме того, он является инициатором программы реформ «Vision 2030», которая предусматривает фундаментальные изменения во всех сферах общественной жизни, от инфраструктуры до экономики и культуры. Некоторые считают, что только такой молодой человек может без привязанности к прошлому сделать то, что необходимо Саудовской Аравии. Отмена запрета на вождение автомобиля женщинам – это только начало.
Лилия Цимбалистова